Замечательному человеку начала 3-го тысячелетия — 50 лет!

Шел 1983-й год. Я оставил столицу своей великой Родины и приехал жить и работать в г. Красноярск с дерзкими мыслями, которые мне не удалось реализовать в Центре: с начала в Киеве, а затем в Москве. В то время уже начали понимать, что педагогический процесс в вузах, ссузах и в массовой общеобразовательной школе, грубо говоря «хромает», что учебно-воспитательный процесс везде и всюду давно превратился в тормоз общественного развития как в нашей стране, так и в масштабах всей планеты, что нужна коренная реформа образования, над которой в то время и работали в Москве. Систему обучения, которую наш общий учитель А.Г. Ривин окрестил как «стадный метод», я назвал еще в 50-ые годы «групповой способ обучения» (ГСО), сведущие люди с мировым именем характеризовали ее как «старая, скрипучая, ржавая телега» (М.М. Адисешия, Ф. Кумбс). В то время я заведовал кафедрой педагогики и психологии Красноярского госуниверситета. «Вы поступили опрометчиво. У нас все стремятся попасть в Москву, а вы приехали в такую дыру и хотите чего-то добиться, строите большие планы», — так мне говорили. А план был действительно грандиозный: на протяжении 2-3-х лет на физическом факультете университета развернуть коллективные учебные занятия, сначала на первом курсе, а потом на остальных, если бог поможет. Затем на путь строительства Новой школы пойдут все учебные заведения Красноярья. Дальше: школы и вузы СССР, зарубежья…

Начинали мы вводить коллективные учебные занятия в феврале 1984 года с преподавателем психологии Л.В. Бондаренко на первом курсе физфака. Наши студенты сдали экзамены по психологии блестяще: 16 – пятерок, 8 – четверок, один болел, но тоже сдал на «4». Победа! Так нам казалось. Но главные сражения были впереди. Основные предметы: математика и физика. Никто из преподавателей работать по нашей технологии не умел, не был готов, да и не хотел. Зачем себя дискредитировать? На факультете вспомнили, что недавно защитил кандидатскую диссертацию какой-то математик, работающий где-то на производстве, он просился в университет, у него трудности с жильем. Устроим его в общежитие и пусть пашет в экспериментальной группе вместе с Дьяченко и Бондаренко. Ему, как и нам, пророчили провал. Мы встретились в аудитории. Он уже приступил к делу. Молодой, аккуратен, хорошо сложен, глаза живые, умные, движения, как мне показалось неуверенные. Красив. Это даже опасно. Наблюдает за ходом занятий. Делает какие-то выводы. Пока ничего не говорит. Молчалив. Возможно, скрытен. Вечером мы встретились в общежитии. Наши комнаты находились почти рядом. Он попросил что-то почитать. Я дал ему мои неопубликованные рукописи.

Я еще не знал, что наши судьбы сольются и, может быть, до конца наших дней. Не знал и даже не мог предположить, что реформирование учебно-воспитательного процесса в школах Красноярска и Красноярского края во многом будет зависеть от деятельности и талантов этого энергичного и, как вскоре я обнаружил, весьма деятельного человека.

Днем шла работа со студентами в экспериментальной группе. Это были коллективные учебные занятия с «погружением» и применением других форм обучения. Вечерами Он приходил ко мне, пили бразильский растворимый кофе «Пеле», и наши беседы затягивались нередко до утра. До этого таким дотошным и взыскательным собеседником, вникавшим во все детали и нюансы педагогики и новой технологии, был в моей жизни только один человек – директор Красноярского ИУУ Юрий Евгеньевич Васильев.

Прошло почти двадцать лет. Сделано много: вышел в свет журнал «КСО», создан инновационный комплекс, куда вошли десятки школ, осваивающих технологию и отдельные методики, применяемые на коллективных занятиях, заработала Ассоциация педагогов, выступающих за Коллективный способ обучения, подготовлен обширный дидактический материал, который используется на коллективных учебных занятиях, значительно расширилась география школ, в которых учителя применяют коллективные занятия, двигаются по пути, ведущему к КСО. Но главное, конечно, люди, педагоги и руководители системы образования, для которых Манук Ашотович Мкртчян стал учителем и педагогическим вождем, ведущим к новым и новым творческим делам, без которых не может быть подлинного реформирования школы, поднятия качества образования на новый более высокий уровень.

Путь коренного преобразования школы и системы образования в Красноярском крае и в РФ долог и труден. Пожелаю тебе, дорогой Манук, победного движения до самой его вершины, которой достигают только личности исключительные. У тебя для этого все данные есть: и интеллектуальные, и нравственные, и физические. Только бы не сфальшивить на этом нелегком, большом и очень ответственном пути выдающегося педагога-реформатора и новатора, учителя учителей и руководителей школ. Успеха тебе и новых побед!