Жизнь и творчество Микеланджело


История искусств не знает иного художника, имя которого стало символом всего столетия: Пабло Пикассо (1881-1973 годы). 

Человек, родившийся в 19 веке, познавший две мировых войны, живший в период фашизма и коммунизма, диктатуры и свободы… Все эти исторические этапы нашли свое отражение в его живописи и неудивительно, что его творчество стало синонимом современного искусства, воплотившего все новейшие течения, зародившиеся в XX веке: кубизм, сюрреализм, абстракционизм, экспрессионизм.

Возможно по этому вызывает удивление особый этап в его творчестве между 1915 и 1925 гг., когда Пикассо после кубизма возвращается к реалистическому портрету. Почему в эти годы? Может быть по тому, что именно в этот период рядом с ним жила и вдохновляла его очаровательная русская женщина — балерина императорского театра — Ольга Хохлова.

Пикассо познакомился с Ольгой Хохловой во Франции, в начале 1917 года во время гастролей русского балета в Европе. Художник чувствует себя очень уютно со всей группой театра, он с удовольствием с Дягилевым — директором труппы и Игорем Стравинским — молодым и талантливым русским композитором, пишет их портреты. Он ходит на все представления  и начинает работу над декорациями и костюмами к балету «Парад», который в репертуаре русской труппы. Когда он делится с друзьями своими впечатлениями, он рассказывает так же об обаятельных русских танцовщицах, но он думает об одной.

Это Ольга Хохлова — одна из самых молодых и самых красивых балерин труппы. Она дочь генерала русской армии, получила хорошее образование, прекрасно говорит по-французски. Как художник, Пикассо не просто видит, он чувствует ее красоту, для него эта красота чиста, совершенна, чуть наивна. Пикассо сопровождает труппу театра по Европе: Флоренция, Неаполь, Рим, Мадрид, Барселона. В этот период любовь занимает основное место в его жизни. Он увлеченно работает, посещает выставки, неожиданно открывает для себя живопись великих итальянцев. В июле 1917 друзья Пикассо организовывают для них банкет в Барселоне. Осенью Пабло знакомит Ольгу с родными и пишет ее портрет в мантилии своей матери. Она вдохновляет его, ее красота традиционна, реальна, и неудивительно, что и портрет создан в реалистической манере. Этот шедевр открывает неповторимую галерею женских образов в творчестве Пикассо, среди которых особое место занимает Ольга. Вначале 1918 она покидает труппу Дягилева и в июле того же года они женятся.

Это был самый счастливый период в их жизни. Медовый месяц они провели в Биарице. Любовь помогла забыть им об ужасе Первой мировой войны, гражданской войне, начавшейся в России, расстреле царской семьи в Екатеринбурге…

По возвращению они снимают дом в Париже, где постепенно приобщаются к светской жизни столицы. Пикассо гордится своей женой, красота которой оценена по достоинству в парижских салонах . Его имя становится все более и более известным, он много работает и опять же основное место в его творчестве в этот период занимает образ женщины: это женщины светского общества, знакомые, подруги жены, и конечно же —  • «Ольга в шляпе с пером » 1920 год,  • «Ольга читает, сидя в кресле» 1920 год,  • «Ольга читает» 1920 год,  • «Портрет Ольги» 1921 год, • «Голова женщины. Ольга» 1923 год, • «Портрет Ольги» 1923 год,

• «Ольга в меховом воротнике» 1923год.

В эту эпоху реалистический портрет доминирует в творчестве Пикассо.

После рождения сына появляется новая тема — материнство — классическая тема, интерпретируемая в каждую эпоху по-своему: в 16-19 веках это, чаще всего, Мария с младенцем Христом, у Пикассо — это просто радостная женщина с ребенком:  • «Мать и ребенок» 1921 год, • «Мать и ребенок» 1922 год,

• «Семья на берегу моря» 1922 год.

Художник по-своему счастлив — он окружен образами, которые вдохновляют его.

Эта кажущаяся идиллия продолжается по воспоминаниям людей, хорошо знавших Пикассо, до середины 30-ых годов. Ни он, ни она не замечают контраста, в котором они живут, но который, однако, бросается в глаза окружающим. Ольга обитает в комнатах, где господствует идеальный порядок: все на своих местах, у входных дверей  машина с шофером в ливрее, наряды, заказанные у лучших портных, породистые собаки — классическая обстановка, рассчитанная на светские приемы. 

В половине Пикассо царит хаос: сваленные в углу картины; эскизы и свертки на полу; кипы книг на стульях; мольберты, неоконченные скульптуры… Ольга упорно хочет вовлечь его в жизнь парижского высшего общества, Пикассо предпочитает общаться с  художниками новой волны и поэтами-бунтарями, не признающими классические каноны искусства. Ольга мечтает о традиционной семье, она не представляет свою жизнь без светского общества — и это неудивительно — она родилась и воспитывалась в этой среде. Она ничего не хочет менять в устоявшемся ритме, созданном ею. Для Пикассо же парижские салоны это всего лишь новые сюжеты в живописи, это поиск контрастов с предыдущей жизнью, это новые эмоции, новые сюжеты для картин..

Точно так же, в свое время его вдохновлял образ жены, что ознаменовало возвращение к реалистическому портрету; точно так же его интересует образ ребенка и сына, ознаменовав в его творчестве «период арлекинов».

Может быть именно в этом и была трагедия Ольги, которая видит мужа и не замечает талантливого художника, находящегося в постоянной творческой эволюции? Она не поняла то, что для Пикассо портрет женщины — это отражение его чувств. Женщина для него это источник вдохновения, помогающий ему творить и воспринимать окружающий мир. Она не заметила изменение стиля его живописи в конце 30-ых годов и портреты иной женщины, которая осторожно вошла в жизнь художника. 

Окончательный разрыв произошел в 1935 году: Ольга — еще молодая женщина, осталась одна, а великий Пикассо продолжает творить и каждая новая женщина в его жизни знаменует новый этап в творчестве и становится для него новым источником вдохновения.


Жизнь


Жонглеры

 
Авиньонские девицы


Флейта