Экибастузские КСОшники

Успешное действие предполагает:

  • умение правильно ориентироваться — оценивать обстановку, определять цель, планировать действие;

  • умение действовать согласно плану;

  • умение рефлексивно ухватить и проследить четырёхкомпонентную целостность, включающую целевые установки, представления о предполагаемых действиях, реально совершаемые действия, результат действия.

Так определяет успешность член-корреспондент Академии социальных и педагогических наук, кандидат физико-математических наук М.А. Мкртчян.

Не задумываясь над теорией, каждый стремится к успешности. Ведь каждый из нас, будь это взрослый или ребёнок, ежедневно, ежечасно сталкивается с множеством проблем, входит во взаимодействие с множеством людей. И если мы, оказавшись в конкретной ситуации перед какой-либо проблемой, принимаем участие в её разрешении, находим взаимопонимание у других участников общения, то мы успешны и ощущаем чувство глубокого удовлетворения. Вот такую форму успешности вывели участники постоянно действующего семинара частной школы № 32 г. Экибастуза что в Казахстане: успешность = взаимопонимание в конкретной ситуации + участие в разрешении проблемы.

Нет ничего удивительного в том, что эта проблема заинтересовала наших учителей, вызвала горячие споры во «время круглого стола». Во время рефлексии в малых группах особенно проявилась заинтересованность участников, которые корректировали, дополняли результаты дискуссии и вывели модель успешности. И это имеет под собой глубокое основание.

Каждый учитель, каждый ученик – участники постоянного общения. У каждого из них есть желание быть успешным.

Но может ли ученик сказать себе: «Да, я был сегодня успешен», — если он не принимает участие в уроке по разным причинам (не готов к уроку, пропустил занятия, не понял объяснения учителя), если он не находит взаимопонимания с другими участниками коммуникации, не понимает оснований в рассуждении другого, не находит выхода из создавшейся ситуации, и тем более не может контролировать ситуацию?

И может ли учитель сказать то же самое о себе: «Да, я был успешен, меня понимают мои ученики, мы вместе разрешаем проблему, им нравится мой предмет»? Может ли так сказать учитель, если на его уроке хоть один ученик не понял его объяснения, не участвовал в работе, был равнодушен, более того – высказал явную или скрытую неприязнь к предмету. Этот вопрос особенно актуален для нашей школы, так как специфика частной школы состоит в том, что мы работаем не на массу, а работаем с каждым учеником.

Для нас особенно важно, чтобы в учёбе был успешен каждый ученик. Он будет ощущать свою значимость как личность, и тогда будет успешен учитель, и тогда урок будет в радость всем его участникам. Если цель ставит только учитель, то ученик становится орудием, послушным исполнителем воли другого человека. Вообще-то вопросы целеполагания и целеосуществления требуют особого разговора. Но всё это – и целеполагание, и целеосуществление, и проблема успешности в обучении… – нашло отражение в технологии КСО. И чем глубже погружаешься в эту технологию, тем больше убеждаешься, насколько она многогранна, как она близка к реальной жизни, помогает в разрешении проблем, возникающих в практической деятельности.

Выводы, определения, постулаты, модели – конечные продукты нашего постоянно действующего семинара – тут же находят применение в практической деятельности и становятся предметом дальнейшего обсуждения, корректировки. Мы можем тут же сопоставить, насколько применимо на практике то, что было наработано на семинаре, каковы результаты. Для этого у нас есть все условия. Семинары, уроки записываются на видео, и учителя имеют возможность отрабатывать новые технологии, формы, приёмы.

И что особенно ценно – наши учителя открыты для всех, они предлагают просмотр своих уроков коллегам не для того, чтобы показать отрепетированные фрагменты, а для поиска истины. И в этом проявляется сознание истинного КСО-шника: «Знаешь сам – скажи другому».