Эссе Аникиной Елены Анатольевны

Сочинение-эссе учителя немецкого языка Аникиной Елены Анатольевны
«Моя педагогическая философия»

Любить можно лишь то, чему уже отдал
частицу своей души…

В.А. Сухомлинский

Школа. Учитель. Казалось бы, простые и понятные с детства слова, каждый может объяснить их. Но есть люди, для которых они гораздо сложнее и значительнее.

Простые и понятные — для того, для кого школа-это уже воспоминания. Какие именно, зависит от тех, кто был в то время рядом. Но я уверена, что несмотря ни на что, в сердце каждого из нас сохранился образ любимого учителя, наставника определившего наше место в жизни.

Сложные и значительные — для того, кто выбрал профессию учителя, кто избрал именно эту дорогу и не свернул с неё. Для того, кто не побоялся обречь себя на постоянную тревогу, вечный поиск, на возможные взлеты и падения, на риск…

Но во имя чего?

Кто из учителей после неудачного урока или затянувшегося педсовета, после бессонной ночи, проведенной за письменным столом или очередной задержки зарплаты, не задавал себе этот вопрос.

Или во имя кого?

Ответ прост. Во имя детей, твоих учеников. Во имя их безграничной любви к тебе и веры в тебя, их учителя. И где ещё, скажите, можно встретить в нашей жизни столько искренности, открытости, доброжелательности и непосредственности. Конечно же, в школе, в этом особом мире, непонятном постороннему, ведь своим здесь может стать, лишь человек, выбравший эту профессию по внутреннему убеждению.

Каким же должен быть учитель?

Обязательно, профессионалом, владеющим своим предметом. Но это не всё, и этого очень мало!

Психологом, знающим возрастные особенности своих воспитанников, а главное – понимающим, что детство – это не подготовка к жизни, а уже жизнь ребёнка. Важно помнить, что у твоего ученика свои заботы, свои радости, свои немаловажные проблемы. И учитель не имеет права не считаться с этим.

Помочь ребёнку найти выход из какой-то создавшейся ситуации, предложить одно из возможных решений важной для него проблемы, но при этом не навязывать своё мнение – профессиональный долг учителя.

В этом смысле мне очень близки и понятны слова Жан Жака Руссо: «…природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми. И поэтому любите детство, поощряйте его игры и забавы…»

Любовь, искренняя любовь к детям, пожалуй, самое главное качество для учителя.

И как можно не любить то, «чему уже отдал частицу своей души». Только ли частицу? И сколько уже отдано? А сколько ещё предстоит отдать! Но ведь любовь к детям не иссякает, а день ото дня становится лишь более глубокой и мудрой.

Трудно быть учителем? Да, трудно. Порою кажется, ушли все силы: и физические, и умственные, и духовные. Но школа, дети – это вечный источник молодости, которого стоит лишь коснуться и вновь каждый следующий день, как первый.

Да, учителем быть трудно. И так было всегда. Педагогика – самая сложная из наук, известных человечеству, ведь в центре её ребенок, а, следовательно, – будущее.

Время идет, но проблема обучения и развития школьника, их связи и взаимодействия остается не менее важной, меняются лишь подходы к ней.

Интерес к учению и умение учиться сейчас стали такими же необходимыми результатами, как и знания.

Я – учитель немецкого языка. Как помочь детям, чтобы мой предмет не представлялся им в виде непонятных слов, сухих фраз, грамматических схем и таблиц?

Игра, во всевозможных её формах, и общение, что является и целью, и средством, и основой моих уроков. Игра снимает усталость, дает выход лучшим силам и свойствам ребёнка, создает обстановку раскованности, ведет к свободе мысли. Игра способна сделать самую трудную работу легкой и увлекательной.

Но секрет интереса, я вижу не только в занимательности и необыкновенности уроков, он в успешности детей, в их ощущениях роста, движения, достижения трудного.

Продолжая мысль о слагаемых успеха учителя, хочу подчеркнуть его особую роль в создании благоприятного микроклимата на уроке. Хвалю детей, зная, что для ребенка это очень важно, помогаю увидеть каждый, пусть небольшой шаг вперед, поощряю любую речевую активность и самостоятельность. Учу детей не бояться делать ошибки, но при этом бороться с ними. Знаю, когда пропадает чувство уверенности в своих способностях, теряется интерес к обучению.

На своих уроках, открывая учащимся доступ к огромному богатству и наследию другого народа, стремлюсь к тому, чтобы дети задумывались и своей жизни, о своей культуре и истории. Учились уважительно относиться в первую очередь, друг к другу, к своей школе.

К сожалению, трудно сейчас преподавать немецкий язык, он вытесняется английским. Причины вполне объяснимы. Поэтому от меня, как от учителя немецкого языка, требуется максимум усилий для развития и поддержания интереса к немецкоязычной культуре в школе. Стараюсь создать все условия на уроке для открытия учениками другой страны, знакомя при этом детей с немецкими традициями и праздниками, музыкой и живописью, литературой и поэзией.

Очень помогает мне в этом и внеклассная работа, ведь каждое внеурочное мероприятие это, во-первых, подготовка и ожидание, а во-вторых, и это главное, ОБЩЕНИЕ. А это то, к чему я стремлюсь.

Учитель. Ученик. Это просто слова?! Или очень необходимые друг другу люди?