Технология проблемно-модульного обучения

Технология проблемно-модульного обучения

Никаноров Олег Анатольевич учитель истории Веселовской средней общеобразовательной школы

Тасеевского района Красноярского края

С первого года работы учителем истории я стремился разрешить явное противоречие вытекающее из повседневных реалий учебного процесса небольшой сельской школы. с одной стороны я. Kак преподаватель обязан был сформировать у учащихся определенную систему знаний, умений и навыков, систему заданного стандартами и требованиями программ уровня. С другой, как педагог понимал. что «стричь всех под одну гребенку» невозможно, да и во многом вредно. В условиях сельской глубинки, переживающей не лучшие свои времена в небольших классах, где сидят дети с самым разным уровнем подготовки, с формированности мотивации, дифференцировать обучение очень сложно. Только фронтальные приемы работы вели к «устранению» более сильных, выключали на уроках «слабых». Личностно-ориентированный подход к обучению, импонирующий мне прежде всего своей гуманностью и рационализмом, требовал значительного расширения моего учительского арсенала методов и форм работы с детьми. Использование приемов группового, индивидуального обучения часто затруднялось мелкой структурой учебного процесса, сложностью постановки задач, требующих длительной сквозной проработки. данное обстоятельство побудило меня обратиться к модульной технологии обучения как раз и позволяющей решать задачу системности, объема и структуирования учебной информации.

Модульно-блочное построение учебного курса обеспечивало реализацию важнейших принципов программного обучения, таких как целостность системы управляющих устройств, принципов шаговости учебного процесса, обратной связи и индивидуального темпа обучения. Учебный модуль как основная единица учебного процесса составлялся из следующих компонентов:

  1. Целевая программа (четко сформулированная цель).
  2. Учебный материал в виде обучающей программы.
  3. Методическое руководство по достижению поставленных целей.
  4. Контрольная работа, строго соответствующая целям, поставленным данным модулем.

Однако применение означенного метода, что называется в чистом виде, не совсем удовлетворяло тем что программированность обучения, на мой взгляд, эффективное в точных науках, для истории грозила превратиться в «натаскивание пусть даже и равноуровневое. Подобное опасение натолкнуло на необходимость включения в данную технологию принципа проблемности.

Отныне программное учебной дисциплины составлялась из системы модулей, число которых определялось целями обучения и объемом учебного материала. Это позволяло структурировать учебную программу, исходя из комплексной дидактической цели курса, дробя на более частные составляющие по модулям и учебным элементам. кроме этого в основе каждого модуля закладывается какая-то историческая или общетворческая проблема, решаемая учащимися на разных уровнях в ходе работы над модулем.

Сам модуль предоставляет содержание курса в трех уровнях: сокращенном, полном и углубленном, что позволяет учитывать степень обученности детей в конкретном классе. структура учебного модуля выглядит следующим образом.

Структура учебного модуля

Первый элемент: вводное повторение, его задача, актуализация темы, мотивирование учащихся на усвоение нового материала. Осуществляется в форме беседы, либо парной работы над микротестами с обязательным обсуждением результатов работы в классе.

Второй элемент: изучение нового материала. это может быть лекция с использованием всего спектра ТСО, иллюстраций, привлечением ученика или же работа с историческими источниками. Эффективна самостоятельная проработка учебного материала в группах, когда каждая группа работает над своей частью, затем представители групп идут в другие группы, объясняют одноклассникам наработанное, по очереди проходя всех. Таким образом, класс знакомится с темой. Обязательное условие, построение по ходу деятельности опорной схемы.

Следующий этап, как правило, домашняя самостоятельная работа учащихся. первичное закрепление учебного материала: проработка текста учебника, письменная работа с вопросником, представляющим собой карту с перечнем вопросов, составленных в соответствии с логикой раскрытия темы на уроке / с логикой опорной схемы/ и требующих односложных, одной фразой, ответов. И обязательное задание — составление развернутого плана темы.

Задача четвертого элемента к которому приступали на втором уроке, состоит в определении уровня усвоения учебного материала, ранжирования характера готовности учащихся к работе над творческим проблемным блокам. Чаще всего это контрольная работа или тесты, оставленные по трем уровням: минимальным, общим и продвинутом. Характер вопросов или заданий соответствует требованиям, предъявляемым к данным уровням.

Минимальный уровень: учащиеся запомнили учебный материал, могут пересказать его в соответствии с порядком изложения его в учебнике, отвечают на вопросы репродуктивного характера.

Общий уровень: учащиеся демонстрируют полное понимание учебного материала, находят существенные признаки и связи предметов и явлений на основе анализа и синтеза, правил логического умозаключения, установления сходства и различия, сопоставления с имеющимися знаниями. Демонстрируют простейшие умения и навыки. /решают задачи, представляющие собой комбинацию подзадач с явными ассоциативными связями/.

Продвинутый уровень: учащиеся способны переносить знания и умения в новую ситуацию.

Пример:

1 уровень: В чем заключалась главное требование Российских крестьян в годы первой русской революции?
2 уровень: Охарактеризуйте особенности аграрного вопроса в России в начале XX века. Его истоки, причину остроты, возможные пути решения.
3 уровень: Ученые-экономисты начала века считали, если в России провести конфискацию помещичьих земель, дававших товарный хлеб и раздать их крестьянам, это неминуемо приведет ко всеобщему голоду. Почему?

По результатам работы формируются различные типы групп. самый упрощенный вариант сформировать их по уровням достигнутых результатов. однако гораздо эффективнее использование комбинированных групп, в зависимости от задач стоящих перед конкретными учащимися. Это могут быть группы выравнивания, поддержки, развития. в любом случае главный критерий эффективности групп — достижение каждым участником при типовом контроле результата более высокого, чем на предварительном зачете.

Пятый элемент — формирование проблемной ситуации, как первый этап творческого блока. Вообще как я уже заметил, структура модульной программы формируется таким образом, что материал каждого модуля группируется вокруг какой-то важной для данной темы проблемы и одну из задач предыдущих элементов репродуктивного блока модуля является подведение учащихся к пониманию возможной проблематики этой самой темы. например в разделе «Гражданская война в России, выделяю в качестве учебной проблемы «Роль крестьянства в гражданской войне».

Вообще способов формирования проблемной ситуации в начале урока творческого блока множество. Поскольку учащиеся уже в разной степени владеют учебным материалом, эффективно использование ситуаций неожиданности, конфликта, предположения, несоответствия имеющийся у них информации. важно совместное, с классом, формирование цели работы. схематично деятельность на данных уроках можно выразить так:

  1. Формирование проблемы через рассогласование известной учащиеся учебной информации или через другие приемы.
  2. Формирование проблемы и определение цели работы.
  3. Определение направлений деятельности (заданий для групп).
  4. Групповая работа.
  5. Разрешение проблемы (выход на проект)
  6. Анализ проекта.
  7. Саморефлексия.

В качестве примера рассмотрим проблему «Роль крестьянства в гражданской войне». В процессе изучения этой темы я широко применяю краеведческий материал. В качестве «ввода в проблему» использую урок-экскурсию в местном краеведческом музее. В нем богатейшая экспозиция по гражданской войне в нашем районе. Учащиеся знакомятся с историей Тасеевской партизанской республики, существовавшей в тылу колчаковцев, с ее хронологией. И вот тут зарождается видимое несоответствие.

Работа начинается с фронтальной беседы.

Учитель: Перечислите мероприятия Советской власти, проводимые в интересах крестьянства.
Ученики: Декрет о земле, Декрет о мире, Закон о социализации земли.
Учитель: Каким образом крестьянство отреагировало на установление Советской власти.
Ученики: Широко поддержало ее, что выразилось в так называемом «триумфальном шествии Советской власти».
Учитель: Крестьяне действительно получили из рук Советской власти землю на бумаге зимой 1918 года, реально весной, когда сошел с полей снег и стало возможным совершить передел. Вы со мной согласны?
Ученики: Да, согласны.
Учитель: С какого периода мы датируем начало массовой гражданской войны в России?
Ученики: С весны 1918 года.
Учитель: С чего она началась?
Ученики: Со свержения Советской власти на огромной территории страны, в том числе и в Сибири.
Учитель: Возможно ли было это без участия крестьянства, составлявшего почти 80 % населения страны.
Ученики: Нет, это было невозможно. Крестьяне сами приняли активное участие в антисоветских выступлениях.(Учащиеся располагают местными материалами и иллюстрируют свои ответы примерами).
Учитель: Таким образом, мы видим, что спустя несколько недель после того как крестьяне получили от Советской власти новые и большие земельные наделы, они восстали против нее, пройдет полгода и они возьмутся точно так же за оружие против врагов Советской власти — колчаковского режима, в том числе и в нашем селе.

Далее выделяем цели работы, вскрыть причины политических колебаний крестьянства, понять суть крестьянской борьбы, выразившейся в партизанском движении, например в Сибири. Дать объективную историческую оценку Тасеевской партизанской республики, сравнить ее с официальной и попытаться определить причины расхождений.

Весьма непростым по организации деятельности учащихся бывает этап или элемент определения направлений деятельности и конкретных заданий для групп. учитель может это спланировать сам и представить учащимся, однако гораздо важнее организовать самих детей по определению направлений деятельности проблемных групп.

Группы получают задания:

1 группа: Анализирует местный материал о ходе земельного передела в 1918 году о деятельности комбедов и продразверстках.
2 группа: Анализирует местный материал о количественном режиме на территориях района в 1918 году.
3 группа: Изучает материалы о деятельности представителей политических партий в местных силах, в том числе воспоминания о подпольной большевиской организации.
4 группа: Восстанавливает подробную хронологию событий зимы 1918-1920 гг.

Учащие выполняют представленные задания, в ходе классного обсуждения формулируют выводы и причинах политических настроений крестьян. Анализ исторических документов, воспоминаний, приводит их к выводу, что традиционная трактовка партизанкой борьбы крестьян, как вооруженной поддержки большевиков неверна.

Результаты работы в группах над формированием целей крестьянской борьбы, характера, результата. оформляется в виде опорной схемы. Чтобы рельефнее дать историческую оценку использую сравнение. Например, партизанское движение в Сибири сравниваем с махновским на Украине. Учащиеся неожиданно для себя выясняют, что между ними много общего. Разная лишь «историческая» судьба. Махновцы попали а разряд врагов большевиков, тасеевские партизаны влились в ряды Красной армии, а сама история их республики, уже в последующие годы была заидеологизирована. Зачастую для разрешения проблемной ситуации использую прием «мозгового штурма». технология его организации и проведения общеизвестна, замечу что — эффективен он особенно при рассмотрении так называемых «открытых» проблем т.е. таких, которые до сих пор не решены. результатом «мозгового штурма» является определение оптимальных вариантов решения учебной проблемы. После того как они определены следует проработка намеченных направлений деятельности. Группы сформированы в соответствии с уровнем, заявленным на предварительном зачете. Задания группе подбираются исходя из принципа и ориентации на зону ближайшего развития детей конкретной группы. Важно организовать работу группы так чтобы в ней задействовались все члены. Задание разбито на части каждая группа прорабатывает свою часть, внося собственный вклад в общее дело, создавая проект — социоконструкцию. Учитель выполняет роль консультанта, советника, помогающего организовать работу групп, корректирующего в случае ошибок. итогом групповой работы обязательно является выступление с отчетом, который и является фрагментом контура будущего проекта. Все это обобщается с помощь учителя, обсуждается всем классом, проводится рефлексия проделанного, учащиеся анализируют свою работу. определяют характер собственных затруднений.

Набор форм работы в творческом блоке модуля разнообразен и зависит от характера изучаемого материала. Это могут быть уроки-дискуссии, уроки-суды, дебаты. различные интеллектуальные игры. Часто использую элементы театрализации, позволяющие «оживить» материал, пробуждающее творчество, стимулирующие сопереживание.

И наконец заключительный этап модуля — контрольный зачет. Проводится также по трем уровням.

Учащиеся получают карту с контрольным заданием, где задачи составлены в соответствии с требованиями к минимальному, общему и продвинутому уровню обученности. Расположены они по мере нарастания трудности. Учащимся предписывается решать их именно в такой последовательности от более простого к более сложному. По результатам проверки учителю не представляет особого труда выявить уровень обученности учащихся по данному модулю, что является основой для дальнейшей коррекции учебных знаний и умений учащихся на консультациях и в планировании последующих модулей.

Описанная технология представляется мне весьма эффективной, поскольку создает особый вид мотивизации — проблемный. Сочетание проблемных подходов к изучению материала и модульного принципа его структуирования способствует дифференциации обучения с одной стороны. с другой, вовлекает в общую работу весь класс. Позволяет ребенку почувствовать свои силы, изжить неуверенность в себе, поскольку каждый имеет возможность внести свою лепту в общее дело. Но самое главное — пробуждает мысль. мысль как ключ к решению любых проблем.