Эссе Черных Игоря Геннадьевича

Эссе Черных Игоря Геннадьевича
«Моя педагогическая философия»

Хочется начать со строк А.С. Пушкина, которые он посвящает своему любимому лицейскому учителю Александру Петрович Куницыну:

Он создал нас, он воспитал наш пламень Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена…

Кто же такой Учитель?

В толковом словаре В.И. Даля слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель. Преподаватель преподает накопленные человечеством знания. Наставник наставляет, как следует себя вести и как надо жить. И эти две задачи учителя – преподавать и наставлять или, иначе, учить и воспитывать – основные.

По моему мнению, Учитель — это прежде всего человек с большой буквы. Это тот, кто сопровождает людей в течение всей своей жизни.

Сначала, когда идем в школу мы, затем — когда наши дети, потом и внуки будут приходить к своим любящим дедушкам и бабушкам и взахлеб рассказывать, какой у них учитель. И первое, что они скажут — это то, что злой учитель или добрый. Поэтому мы, учителя, должны не просто выполнять свой педагогический долг, приходя и уходя с урока с ледяным сердцем, а любить детей искренне отдавая им частичку своей души.

Умный учитель никогда не воспитывает своих подчиненных только строгими и холодными словами. Дети грубость чуствуют за весту. Им нужен надежный, в меру строгий и в меру ласковый, умный и эрудированный наставник, который проведет их по дороге детства.

Профессия учителя массовая, и не очень престижная в наше время. Считается, что куда престижнее быть дипломатом, юристом или лучше всего заняться предпринимательством. Да, у учителей работа обычная, и сами они люди обыкновенные. Таких миллионы. Но каждый из нас на всю жизнь запоминают только одного или двух. Тех, кто сыграя особую роль в нашей жизни. Тех, кто поразил наше воображение, кто поддержал нас и открыл наше призвание. Чьи мудрость и доброта помогли нам стать хорошими людьми. Думаю, что учитель – профессия уникальная. Ведь учитель должен быть эталоном и примером поведения не только для детей, но и для взрослых. Вежливость и такт должны всегда сопутствовать при общении с людьми. Уметь культурно улаживать любую конфликтную ситуацию. Быть коммуникабельным, быстро выходить из стресса, порой причиняемый нерадивыми учениками. При общении с детьми и их родителями не показывать своего плохого настроения. Учитель в любой ситуации должен быть лидером, обладать хорошим даром речи, уметь убеждать и притягивать к себе людей всех возрастов. Показывать пример внешнего вида. Для всего этого, учитель, должен быть всегда собранным иметь широкий кругозор и разбираться в культурных ценностях, возможно заниматься каким–либо видом искусства, участвовать в культурно–массовых мероприятия. Обладать творческими и артистическими талантами. Ведь учитель, по сути дела во время урока дает представление перед публикой и любой неверный шаг, неправильно сказанное слово будет подобно срыву спектакля в театре.

Нужно умело себя вести в не стандартных ситуациях. Видеть в каждом из детей личность, а следовательно, учителя должны быть прекрасным психологом.

И в наше нелегкое время, когда в обществе отчетливо видны границы между статусом имущих и малоимущих, мы должны находить подход к каждому ученику, при этом не потерять свои авторитет.

Только, обладая, всеми выше перечисленными качествами, человек становится учителем. А к этому он должен стремится в течение всей своей жизни. Постоянно работать над собой, с каждым учебным годом повышать свое педагогическое мастерство.

Примеры того, что иногда учителями становились писатели, артисты или просто рабочие наводит на мысль, что учитель — это все–таки призвание.

Читая учительскую газету, приходится поражаться над дисбалансом, который происходит в обществе.

Наверняка нашему государству следует позаботиться не только о том, кто и с какой квалификацией будет учить молодое поколение, но и о средствах обучения, которых в наших школах очень сильно не хватает. Ускорение темпов развития общества требует модернизации российского образования. Поэтому некоторые «классические» модели обучения не отвечают новым требованиям, и люди предъявляют к школе на много больше. Что и говорить сама жизнь диктует свои условия. Эти требования в первую очередь сводятся к необходимости изменения ценностных ориентаций. Доминирующими должны стать ценности сосуществования, жизни и природы, уважение личности и ее прав, понимание чужой точки зрения, признания диалога, сотрудничества, высших общечеловеческих начал. Я считаю, что современный человек должен видеть мир в целостности, т.е. рассматривать его с многих жизненных позиций, социальных, экономических, и т.д. Цель моей педагогической работы указать ученику правильное направление, которое поможет ему само реализоваться.

Педагоги и психологи бьют тревогу, что наше молодое поколение – это поколение наркоманов. Некоторые родители, настроены против школы. Учителя в свою очередь озабочены тем, что уровень знаний у учеников снижается, а уровень программы повышается.

Как раньше равновесие между государством, школой и семьей? А может нужно позаботится о том, чтобы учитель входил в класс уверенным в завтрашнем дне. Кто скажет, где найти силы в наше время обладать качествами «идеального учителя»?

Исходя из этого нам, учителям, нужно искать новые методы обучения и воспитания молодого поколения. Выстраивать образовательный процесс на гуманистических основах. Включать в свои уроки компьютеризацию, видеоуроки, музыкотерапию, аутогенные тренировки. Больше уделят времени патриотическому воспитанию, формировать личность всесторонне развитую. И главную роль в этом должен играть именно учитель, который обязан поставить себя в противовес моральному и нравственному разложению общества, сплошной американизаии.

Жаль ли то, что люди не всегда понимают великую роль учителя. Не случайно, до сих пор, встречаются рассуждения о том, что со временем учить станут обучающие машины. Это происходит потому, что значение слова «Учитель» – передающий знания и мы порой не осознанно упускаем или недооцениваем второе его значение – наставник, т.е. наставляющий, как жить. А именно, второе значение – главное. Оно и в первую очередь определяет гражданское назначение учителя, его человеческое предназначение в этом мире.