Историко-философский аспект в повышении квалификации педагогических кадров

Заповедь «Познай самого себя» имеет абсолютное значение для человека и заключается в познании прежде всего не отдельных способностей, а подлинно сущностных человеческих сил и прежде всего мышления как универсальной и продуктивной способности. Ибо всякая человеческая деятельность, основанная на мышлении есть не что иное как постижение человеком самого себя.

Духовное не есть отдельные частные способности, на которые членят его современные дидакты, превращая дух в простой агрегат невесть откуда взявшихся духовных сил. Напротив, он есть единое целое, а все его способности, в том числе и мышление, должны быть получены в процессе его развития. Предметная область, где мышление «находится у самого себя», называется самосознанием. Особенность самосознания заключается в том, что продукт его деятельности, т.е. объективное, ничем не отличается от производящего, т.е. субъективного. Именно в процессе самопознания снимается отчужденное отношение субъекта к объекту, тем самым приобретается духовная свобода – идеал, к которому тысячелетиями стремится человечество.

Поскольку способности человека должны получаться в результате движения и развития, то это движение разворачивается во времени через необходимые моменты, т.е. имеет свою историю. История движения мысли как универсальной способности человека представляет собой развернутый во времени историко-философский процесс. Поэтому история философии во всех своих существенных моментах показывает движение мыслительных форм от низших к высшим.

Учитель, который занят формированием духовных способностей человека, должен четко представлять себе все исторические ступени, по которым движется мысль в процессе осознания самой себя, или, высказываясь по-другому, видеть познавательный процесс не только через дидактические схемы, но и как внутреннюю диалектику форм историко-философского процесса.

В самом общем виде (логическом пределе), несмотря на многообразие школ и философских направлений, в истории философии можно выделить три основные ступени, по которым движется и развивается мышление:         1) догматизм,         2) скептицизм,

        3) диалектика.

Все три ступени представляют собой развитие мысли от низших форм к высшим, где каждая ступень необходима, и высшая органически включает в себя низшую, т.е. между ними существует диалектическая зависимость отношения прямой и обратной связи, в рамках которой мысль движется как челнок, каждый раз совершая приращение к уже имеющемуся содержанию. Таким образом форма имеет решающее значение для субъекта, занятого творчеством. Высшей формой мышления любой эпохи является диалектика как осознание противоречий объективного целого и выявления условий их разрешения, поэтому диалектический способ обучения должен стать ведущим в практике учителя любого предмета, если он не хочет отстать от жизни.

Историко-философский аспект широко используется в переподготовке слушателей, изучающих способ диалектического обучения, то есть чрезвычайно важен для учителей, занимающихся вопросами развития мышления учащихся, а также для преподавателей, которые исследуют различные аспекты соединения теории познания с учебным процессом.

Кроме понимания историко-философского процесса как развития форм мышления во времени, выяснения природы мыслительных форм, в рамках изучения истории философии можно решать и узко предметные задачи. Такие как: осмысление основных проблем философии; уяснение единства и внутренней взаимосвязи всех философских школ, а также причин их многообразия.