К читателям

Год назад, после презентации проекта Программы развития районной системы образования «Мир детства и реформы общества – 2» на традиционной августовской конференции, коллектив авторов, общественность приступили к его доработке. Основные усилия сосредоточились на осмысливании и доработке концептуальной части, в которой отражена стратегия районной системы образования на ближайшие пять лет. Выделили две основные стратегические линии: качество образования и открытость образовательных учреждений, которая предполагает создание образовательных учреждений, способных целенаправленно и эффективно взаимодействовать с властными, общественными и производственными структурами.

Кто близко знаком с системой образования, тот понимает, что количество проблем, накопившихся в этой сфере, настолько велико, что чрезвычайно важно понять условные «ключевые» звенья цепочки проблем, чтобы, потянув за них, можно было бы решить бесчисленное количество второстепенных, но не менее важных затруднений системы образования. Одним из ключевых звеньев в развитии системы образования в ближайшие годы, на мой взгляд, и является создание открытых образовательных учреждений и усиление общественной составляющей в жизнедеятельности и управлении образовательных учреждений. Эта гипотеза, сформулированная год назад, в течение прошедшего учебного года нашла свое подтверждение в успешной работе лучших школ и дошкольных учреждений. Руководители и педагогические коллективы этих образовательных учреждений раньше других поняли актуальность стратегической линии на «открытость», на широкое привлечение общественности к активному участию в жизни школы и тем самым привлекли огромные, ранее неведомые ресурсы, которые позволили совершить мощный рывок в направлении качественных изменений своих образовательных учреждений. Эти качественные изменения нашли свое отражение в улучшении в широком спектре показателей качества образования как процесса и как результата (например, результаты предметных олимпиад всех уровней, НОУ, деятельности в области экологии, спортивных соревнований, выставок технического творчества и прикладного искусства, других конкурсов; методические публикации и семинары для педагогов и ученых города, края, страны и международных делегаций).

За счет чего передовые образовательные учреждения добиваются высоких достижений во многих направлениях деятельности? Прежде всего, за счет понимания того, что каждое достижение требует серьезного профессионального подхода, высокого уровня управления, то есть эффективного менеджмента, как сейчас принято говорить, привлечения высококвалифицированных кадров, материально-технического обеспечения, финансирования, интеллектуальной поддержки, притока хороших идей и предложений, в том числе от родителей и жителей микрорайона.

Всем понятно, чтобы иметь хорошую школу, команду КВН, музей, гончарную или слесарную мастерскую, хореографический ансамбль, одного желания мало. Нужен комплексный подход, который включает в себя и действие на открытость образовательных учреждений, чтобы идеи школы стали достоянием всего микросообщества. Грамотный маркетинг руководящей команды образовательного учреждения позволит осуществить свои идеи, но при этом происходит удвоение, утроение первоначальных задумок, так как успехи образовательных учреждений становятся успехами родителей, учащихся и жителей микросообщества – всех, кто принял участие в их реализации. Образовательные учреждения нарабатывают успешный опыт социального проектирования и, что самок главное, дают детям первый позитивный социальный опыт, что, на мой взгляд, несет колоссальный воспитательный эффект.

Два краевых семинара в рамках реализации Российского Мега-проекта, проекта «SAS», финансированных Британским Советом, показали огромное внимание участников к успешной практической деятельности многих школ Управления образования Советского района в развитии различных форм государственно-общественного управления образовательными учреждениями.

В этом сборнике статей и методических рекомендаций коллектив авторов пытался в системе представить историю и теорию участия общественности в управлении системой образования. Особенно интересен и многообразен опыт школ Советского района г.Красноярска. Успех образовательных учреждений часто объясняется адекватностью действий администрации социальной ситуации микрорайона, в которой они находятся.

Я надеюсь, что этот сборник будет полезен всем участникам образовательного процесса, которым близки идеи авторов, а от оппонентов хотелось бы получить конструктивные критические замечания и предложения. Хочется поблагодарить руководителей школ, которые работают в этом направлении и дали материал в настоящий сборник, в котором частично описан опыт их деятельности. Особую благодарность хочу выразить Седельникову А.А. за методические рекомендации и богатый материал, накопленный за многолетнюю практику по вопросу становления государственно- общественного управления в системе образования, и Головиной О.Д. за составление сборника и обобщение опыта образовательных учреждений Советского района.