Лицей управления экономики и права

Красноярский лицей управления, экономики и права был образован в 1992 году как экспериментальная краевая площадка. В 1993 году городской администрацией был присвоен статус многопрофильного лицея управления, экономики и права.

Развитие российского общества выявило насущную потребность в изменении содержания образования. Недовольство собственной деятельностью и возможности педагогического коллектива позволили оформить культурную инициативу в виде проекта: «Лицей управления, экономики и права — путь к успеху».

Целью социально-гуманитарного образования лицея является повышение и развитие социальной культуры. Социальное образование выступает как средство развития социальной культуры и общекультурной, мировоззренческой подготовки личности.

Проблемой социально-гуманитарного образования является необходимость обеспечения преемственности прошлого, настоящего и будущего, формирования новых традиций, сочетание в них требования глобального развития, формирование универсального образа жизни, традиций и ценностей. Наряду с проблемой социализации, развития способности к адаптации ставится задача индивидуализации, развитие ориентации на осмысление индивидуальной идентичности личности.

Сущностью современного образования в лицее является формирование способности индивида к творческому освоению ценностей современной культуры, исторического знания, практического опыта, профессионализма, накопление ЗНУ, позволяющих участвовать в общественном производстве, обеспечивающих социализацию и индивидуализацию личности в определенных национально-государственных, социально-исторических условиях, ориентация на обеспечение защиты жизненных сил человека, его индивидуальную и социальную субъективность, высокую культуру, представления о смысле жизни и справедливости.

Социально-гуманитарное образование в лицее решает две задачи:

  • первая, утилитарная задача, — подготовить выпускников к сдаче экзамена, поступлению в институт,
  • вторая — форматирование культуры: политической, правовой, экономической, управленческой, культуры гражданина в демократическом обществе.

В лицее осуществляется переход от знаний центрической школы к культуросообразной. Содержанием образования являются не «основы наук», а основные элементы культуры (философская, политическая, экономическая, управленческая и др.).

Базовыми науками являются:

  • история,
  • социальная философия,
  • философская антропология,
  • гносеология,
  • этика,
  • логика,
  • социология,
  • культурология,
  • экономическая теория,
  • политология,
  • правоведение,
  • теория управления,
  • социальная психология,
  • социальная экология.

Освоение предметов социально-гуманитарного цикла строится на основе изучения ценностей, т. к. ценности выступают интерактивной основой как для одного отдельно взятого индивида, так и для любой группы, культуры, нации и человечества в целом. Разрушение ценностных ориентиров приводит к социальным проблемам — кризису нравственности и правосознания, социальной нестабильности, политической дезорганизованности и деморализации населения, падению ценности человеческой жизни.

Ценность рассматривается нами как первичная, обладающая особым статусом среди множества других окружающих человека предметов. Ценности существуют в их соотношении в трех формах: социальные идеалы, предметно-воплощенные ценности личностные ценности. Система образования лицея строится таким образом, что через соприкосновение с ценностями различных исторических эпох, наций, профессиональных и демографических групп людей содействовать становлению целостной и устойчивой системы ценностей учащихся.

Неопределенность ближнего и дальнего социума, окружающего молодежь, предопределила необходимость преподавания в лицее экономической теории и бизнес-дисциплин. Содержательная часть экономического образования выступает не самоцелью, а условием успешной социализации личности в том пространстве, которое называется рынком. Лицеем не преследуется задача подготовки экономистов различных профилей, а ставится во главу угла содержание предметов, логика, модельность экономических процессов, как необходимая предпосылка формирования социально-значимых ценностей молодежи в условиях динамичных социально-экономических преобразований общества.

В этой связи используются разнообразные активизирующие формы, технологии, подходы в изучении современной экономики, выступающие лишь инструментом, позволяющим формировать и воспроизводить ценности, укладывающиеся в более широкое явление современной экономической культуры.

Предметное образование в лицее строится так, чтобы развивать личностное пространство ребенка, развивать способность ребенка существовать в ситуации разномыслия, ориентироваться в свободном пространстве жизни, гуманитаризация целей учителя и ученика, учебных технологий позволяет актуализировать, «разбудить» индивидуальность ребенка, а через гуманизацию целей — обеспечить каждому ребенку индивидуальный контакт с образовательным пространством.

Образование строится на обеспечении активной смысловой жизни мышления ребенка, расширении сферы осознания себя, своего места в жизни, обеспечении ученику прецедента разномыслия, полифонии знаний, взглядов на предмет, который давал бы ему возможность ориентироваться на другого человека, на его смыслы, осознавать его в этом диалоге, себя, рефлексировать свое «Я».

Гуманитарное знание — это знание, ставящее человека в его отношении к миру, объясняющее накопленные человечеством смыслы такого отношения, стимулирующие рефлексию на ту образовательную область, к которой он приобщается, предполагающее выбор смыслов и свободный поиск собственного личностного пути.

Отличительной чертой образования в лицее является его непрерывность, определяемое нами как педагогическая система, охватывающая все звенья воспитания, образование, обучение и развитие и представляющая собой единство содержания, методов, приемов, средств и форм приобретения, углубления и расширения общества, мировоззренческой и профессиональной культуры, социальной зрелости, эстетической, этической и умственной культуры, нравственного самосовершенствования. Концепция непрерывного образования отражает следующее: идею непрерывности образования и воспитания, основанную на принципах преемственности, единства, многообразия и гибкости, дифференцированность, демократизма и вариативности, этапности.

Структура непрерывного образования в лицее выглядит так:

1-й этап — дошкольный пролицей

Учебный воспитательный процесс сосредоточен на ребенке, его внутреннем мире и интересе . Идет развитие личности, ее интеллектуальной, волевой, эмоциональной, психофизической, социально-психологической сфер личности, ее креативности. Ставится задача воспитания человека любознательного, коммуникабельного, имеющего способность к познанию, сохраняющего свою индивидуальность. В основе лежит концепция А. В. Запорожца об адекватности психологического развития с психологической природой действия и моторного движения ;

2-й этап — начальный пролицей (1- З классы)

Учебный план улучшает образовательные основы знания и предоставляет возможность каждому максимально развивать свою индивидуальность, собственные интересы и способности. Проводится медико-психологическое изучение детей, которое затем продолжается психологом по специальной составленной программе. Целью начального обучения является грамотность. Цель воспитания — развитие потребности в познании, общении, игре. Цель развития — развитие функциональных механизмов психики: памяти, внимания, воображения, мышления, речи.

3-й этап — пролицей (5-7 классы)

На этом этаже обеспечивается выбор, факультативы по интересам. Целью обучения является функциональная грамотность. Цель воспитания — развитие потребности в самопознании, познании норм общественных отношений, в самих общественных отношениях. Развитие коммуникативных качеств личности, ее креативности и рефлексивных способностей. Образование — культура организации и производство деятельности, культура гражданственности;

4-й этап — лицей (8-11 классы)

Цель обучения — компетентность, понимание воспитания социальной активности, потребности в самовоспитании и саморазвитии, самовыражении, развитие системы деятельности, рефлексивности. Цель образования — развитая языковая личность. Другой особенностью лицейского образования является его универсальность. Воспитание человека, способного самостоятельно делать выбор, решать проблемы на базе широкого универсализма. Образование в этой области сориентировано на обучение, воспитание и развитие учащихся, склонных к управленческому и умственному труду, детей с повышенной мотивацией к учению, детей с социально-активным типом поведения, ярко выраженными социальными способностями.

Итак, в основу концепции лицея положены представления о человеке как деятеле, способном саморазвиваться и совершенствовать окружающий мир.

Цель лицея — воспитание и образование ребенка как личности, осуществляющей созидательную деятельность.