Мониторинг в проекте Красноярского края

1. Напоминание о сути проекта:

Конкретная цель проекта: Создать сетевой университет как способ выращивания государственно-общественного управления образованием в крае.

Структура сетевого университета:

1. Учебные курсы (Нормативно-правовая база ГО управления образованием; Аттестация педагогических кадров на основе механизмов ГО управления образованием; Открытое информационное пространство, информирование граждан о результатах образования; Финансирование образовательных программ, участие общественности в утверждении их бюджетов; Коллективное стратегическое планирование; Деятельность ассоциации сельских школ как способ развития сельского образования).
2. Базовые площадки, на базе которых представлена практика учебных курсов, проходят стажировки участников сетевого университета (определяются из числа участников инициативных групп, задействованных в проекте – 46 инициатив).
3. Проектная деятельность участников, ее консультационная и техническая поддержка.
4. Общественная ассоциация образовательных инициатив, участвующих в определении структуры и содержания базовых площадок.

2. Описание принятой модели мониторинга.

При выборе модели мониторинга мы ориентировались на:

основные целевые группы, задействованные в проекте, их интересы, потребности и пр. (инициативные группы из числа образовательных учреждений края, органов управления, общественных организаций, прошедшие предварительный отбор);
содержание планируемых изменений в структуре переподготовки кадров и повышения квалификации работников образования, в региональной системе управления образованием;
возможность переноса полученных результатов в другие регионы Российской Федерации (как при помощи описания нормативно-правовой базы, управленческих процедур так и на основе проведения тренингов, семинаров и пр.).

В связи с этим, мониторинг в проекте осуществляется в следующих направлениях:

мониторинг деятельности инициативных групп, определение педагогической состоятельности их проектов;
мониторинг организационно-управленческой деятельности РСК, выявление соответствия осуществляемых мероприятий поставленной цели;
мониторинг состоятельности планируемых изменений в системе управления образованием.

Средства и способы мониторинга (в соответствиями с указанными направлениями):

анкетирование участников инициативных групп по направлениям, касающимся как педагогической эффективности их проектов, так и управленческой; анализ представлений региональных экспертов (экспертные заключения);
анализ проведенных мероприятий (рефлексивные еженедельные отчеты членов РСК); анализ представлений федеральных экспертов, участников РСК других регионов (экспертные заключения, в том числе анализ материалов сайта www.mega.cross-edu.ru);
анализ потребностей региональной системы образования, проведение исследования кейс-стади (разработка и анализ проведения интервью основных участников государственно-общественного управления), анализ представлений политических деятелей (контент-анализ публикаций, проведенных бесед).

3. Первые результаты мониторинга

3.1. Мониторинг деятельности инициативных групп, определение педагогической состоятельности их проектов.

Произошла конкретизация структуры проектов инициативных групп (93% изменили механизмы реализации; 61% замысел; 35% уточнили сроки реализации; 71% используемые ресурсы).
Около 60% проектов инициативных групп предполагают достижение определенных образовательных эффектов (помимо изменения системы управления). В их число входят: овладение учащимися навыками проектной работы (поликультурные образовательные программы; проекты, связанные с развитием местного сообщества; образовательные программы дополнительного образования, предполагающие проектную деятельность и пр.); освоение школьниками способов создания индивидуальных образовательных программ (проект сети сельских школ, предполагающий выбор учащимися учебных курсов в разных школах; индивидуальные образовательные программы в школе-комплексе и пр.); овладение учащимися основами информационной культуры (детская журналистика; информационный центр для школьников на селе и пр.).
77 % участников инициативных групп ясно видят свой вклад в изменение того или иного аспекта системы управления образованием. В порядке уменьшения значимости для них наиболее важным является: разработка способов партисипативного управления; реформирование механизмов финансирования образовательных учреждений; создание открытого информационного пространства; совершенствование нормативно-правовой базы; экспериментальная апробация сетевых способов взаимодействия образовательных учреждений; мониторинг и экспертиза с участием общественности.

3.2. Мониторинг организационно-управленческой деятельности РСК, выявление соответствия осуществляемых мероприятий поставленной цели.

На второй фазе реализации мега-проекта изменилась направленность конкретной цели регионального проекта (Сетевой университет).
Изменился перечень ожидаемых изменений в системе управления образованием (структура учебных модулей Сетевого университета).
Конкретизированы способы и средства социального партнерства (значимость взаимной выгоды партнеров). Это позволило расширить рамки партнерства для инициативных групп (более 50% из них готовы устанавливать связи с необразовательными организациями).

3.3. Мониторинг состоятельности планируемых изменений в системе управления образованием.

Анализ потребностей региональной системы образования позволил выявить дефициты и сформировать перечень ожидаемых изменений в региональной системе управления образованием.
Проведение исследования кейс-стади позволило конкретизировать ожидаемые изменения (в соответствии с учебными модулям Сетевого университета). В частности, сейчас пересматривается учебный модуль, связанный с аттестацией педагогических кадров. Готовится полный анализ первой фазы проведенного исследования кейс-стади.
Анализ представлений политиков позволил найти адекватный «язык» для представления планируемых изменений общественности (восприятие ГО управления образованием как восстановление института шефства). В результате чего был принят региональный закон, обеспечивающий развитие попечительского движения в крае.

P.S. В настоящем документе недостаточно полно раскрыты действия РСК в связи с полученными результатами мониторинга. При необходимости они могут быть представлены дополнительно.