1. Напоминание о сути проекта:
Конкретная цель проекта: Создать сетевой университет как способ выращивания государственно-общественного управления образованием в крае.
Структура сетевого университета:
1. | Учебные курсы (Нормативно-правовая база ГО управления образованием; Аттестация педагогических кадров на основе механизмов ГО управления образованием; Открытое информационное пространство, информирование граждан о результатах образования; Финансирование образовательных программ, участие общественности в утверждении их бюджетов; Коллективное стратегическое планирование; Деятельность ассоциации сельских школ как способ развития сельского образования). |
2. | Базовые площадки, на базе которых представлена практика учебных курсов, проходят стажировки участников сетевого университета (определяются из числа участников инициативных групп, задействованных в проекте – 46 инициатив). |
3. | Проектная деятельность участников, ее консультационная и техническая поддержка. |
4. | Общественная ассоциация образовательных инициатив, участвующих в определении структуры и содержания базовых площадок. |
2. Описание принятой модели мониторинга.
При выборе модели мониторинга мы ориентировались на:
• | основные целевые группы, задействованные в проекте, их интересы, потребности и пр. (инициативные группы из числа образовательных учреждений края, органов управления, общественных организаций, прошедшие предварительный отбор); |
• | содержание планируемых изменений в структуре переподготовки кадров и повышения квалификации работников образования, в региональной системе управления образованием; |
• | возможность переноса полученных результатов в другие регионы Российской Федерации (как при помощи описания нормативно-правовой базы, управленческих процедур так и на основе проведения тренингов, семинаров и пр.). |
В связи с этим, мониторинг в проекте осуществляется в следующих направлениях:
• | мониторинг деятельности инициативных групп, определение педагогической состоятельности их проектов; |
• | мониторинг организационно-управленческой деятельности РСК, выявление соответствия осуществляемых мероприятий поставленной цели; |
• | мониторинг состоятельности планируемых изменений в системе управления образованием. |
Средства и способы мониторинга (в соответствиями с указанными направлениями):
• | анкетирование участников инициативных групп по направлениям, касающимся как педагогической эффективности их проектов, так и управленческой; анализ представлений региональных экспертов (экспертные заключения); |
• | анализ проведенных мероприятий (рефлексивные еженедельные отчеты членов РСК); анализ представлений федеральных экспертов, участников РСК других регионов (экспертные заключения, в том числе анализ материалов сайта www.mega.cross-edu.ru); |
• | анализ потребностей региональной системы образования, проведение исследования кейс-стади (разработка и анализ проведения интервью основных участников государственно-общественного управления), анализ представлений политических деятелей (контент-анализ публикаций, проведенных бесед). |
3. Первые результаты мониторинга
3.1. Мониторинг деятельности инициативных групп, определение педагогической состоятельности их проектов.
• | Произошла конкретизация структуры проектов инициативных групп (93% изменили механизмы реализации; 61% замысел; 35% уточнили сроки реализации; 71% используемые ресурсы). |
• | Около 60% проектов инициативных групп предполагают достижение определенных образовательных эффектов (помимо изменения системы управления). В их число входят: овладение учащимися навыками проектной работы (поликультурные образовательные программы; проекты, связанные с развитием местного сообщества; образовательные программы дополнительного образования, предполагающие проектную деятельность и пр.); освоение школьниками способов создания индивидуальных образовательных программ (проект сети сельских школ, предполагающий выбор учащимися учебных курсов в разных школах; индивидуальные образовательные программы в школе-комплексе и пр.); овладение учащимися основами информационной культуры (детская журналистика; информационный центр для школьников на селе и пр.). |
• | 77 % участников инициативных групп ясно видят свой вклад в изменение того или иного аспекта системы управления образованием. В порядке уменьшения значимости для них наиболее важным является: разработка способов партисипативного управления; реформирование механизмов финансирования образовательных учреждений; создание открытого информационного пространства; совершенствование нормативно-правовой базы; экспериментальная апробация сетевых способов взаимодействия образовательных учреждений; мониторинг и экспертиза с участием общественности. |
3.2. Мониторинг организационно-управленческой деятельности РСК, выявление соответствия осуществляемых мероприятий поставленной цели.
• | На второй фазе реализации мега-проекта изменилась направленность конкретной цели регионального проекта (Сетевой университет). |
• | Изменился перечень ожидаемых изменений в системе управления образованием (структура учебных модулей Сетевого университета). |
• | Конкретизированы способы и средства социального партнерства (значимость взаимной выгоды партнеров). Это позволило расширить рамки партнерства для инициативных групп (более 50% из них готовы устанавливать связи с необразовательными организациями). |
3.3. Мониторинг состоятельности планируемых изменений в системе управления образованием.
• | Анализ потребностей региональной системы образования позволил выявить дефициты и сформировать перечень ожидаемых изменений в региональной системе управления образованием. |
• | Проведение исследования кейс-стади позволило конкретизировать ожидаемые изменения (в соответствии с учебными модулям Сетевого университета). В частности, сейчас пересматривается учебный модуль, связанный с аттестацией педагогических кадров. Готовится полный анализ первой фазы проведенного исследования кейс-стади. |
• | Анализ представлений политиков позволил найти адекватный «язык» для представления планируемых изменений общественности (восприятие ГО управления образованием как восстановление института шефства). В результате чего был принят региональный закон, обеспечивающий развитие попечительского движения в крае. |
P.S. В настоящем документе недостаточно полно раскрыты действия РСК в связи с полученными результатами мониторинга. При необходимости они могут быть представлены дополнительно.