Мысли всегда о КСО

Без определения цели своей педагогической работы нет смысла говорить о содержании. Задачу обучения истории вижу в том, чтобы не свести его к усвоению суммы знаний, а помочь ученикам постичь общие способы ориентации в исторической действительности, научить работать с текстами, формировать аналитические способности, учить детей не только познавать мир, но и оценивать его, проводить нравственное суждение исторических событий и личностей. В этой связи теория КСО отвечает моим представлениям о современном обучении школьников.

Приняла этот способ без колебаний умом и сердцем. Пять лет провожу коллективные учебные занятия по истории с ребятами 9 «Б» класса, два года работаю в 6 «Б», сейчас взяла ещё один 5 класс. Глубоко убеждена в правильности выбора способа обучения, поэтому всегда отстаиваю его, пропагандирую среди коллег и родителей.

К сожалению, нам, учителям-практикам, часто не хватает теоретического видения, осмысления всей сущности учебновоспитательного процесса. Ведь какая личность сегодня нужна обществу? Необходим человек с развитыми коммуникативными способностями, умением самостоятельно изучать литературу, излагать свои знания, анализировать, проектировать, иметь навыки организационно-управленческой деятельности, самоконтро-
ля, самооценки, коллективного труда.

При ГСО мы обучаем всех и никого конкретно. Как бы мы ни старались применять различные методики, нет настоящей ориентации на личностность ребёнка. А ведь в каждом классе всегда найдутся дети экстраверты, интраверты, эмоционально неустойчивые, неконтактные и т.д. Поэтому нужна коммуникация.

КСО обеспечивает психологически и педагогически выверенную коммуникацию. Что даёт коммуникация на занятиях? Во-первых, умение слушать, вникать в суть дела, ставить нужный вопрос; во-вторых, умение излагать свои мысли и знания; в-третьих, навыки взаимопомощи и взаимоконсультаций. Таким образом, учёба приобретает коллективный характер.

Ребёнок должен постоянно говорить в процессе обучения, вести интерпретацию текста. Именно это он часто делает неправильно, искажает информацию. Что же делать? Опять нужна коммуникация. Причём нельзя бездумно упрощать известные методики коллективных занятий, различные виды парной работы. Более того, нужно тщательно отслеживать, как происходит общение в паре, соблюдается ли его необходимые нормы: • правильно ли я тебя понял? • зачем, как и почему ты это говоришь? • воспроизведи то, что ты услышал;

• схематически изобрази то, что узнал.

Важен характер общения: нужно учить искусству ведения диалога, продуктивному взаимодействию учеников. Я имею в виду форму высказываний, критики, отдельных выражений, согласования мыслей и действий, т. е. достижения консенсуса. Если собеседник не согласен, он должен констатировать этот факт, указать причину и дать аргументацию. Это нужно для правильного понимания друг друга. Не случайно говорят, что счастье – это, когда тебя понимают. Коммуникация в обучении, помоему, и есть тот стержень, на котором держится современная педагогика.

В работе с историческими текстами уместно использовать методику Ривина, но практика показывает, что в зависимости от темы нужно применять все методики. Прочно вошли в обучение методики взаимотренажа (ВТ) и взаимопроверки индивидуальных заданий (ВПЗ). В 9 классе, например, я закладываю в карточки ВТ и ВПЗ четыре вида заданий: • «события – современник» с отрывками из воспоминаний, записок,  описывающими определённое событие, с вопросами,  требующими раздумий над текстом. • Традиционные вопросы и задания воспроизводящего характера. • «историческая разноголосица или кто прав?», где приведены два  противоположных мнения историков по одной проблеме. • «загадка от…», — под этим названием отбираю высказывание монархов,  дипломатов, военачальников, содержащие некоторую неясность,

  которую и должны объяснить ученики.

Это позволяет организовать адресную дифференцированную работу в парах сменного состава после основного изучения темы.

При формировании учебных групп наряду с сильными учениками обяза-
тельно включаю слабых, как бы это ни было досадно для первых. Это воспитывает в них толерантность, даёт развитие слабым.

Коллективные занятия предполагают иную, чем обычно, роль учителя. Это должен быть проектировщик, организатор, управленец, а главное, великий труженик. Ведь без кропотливой подготовки карточек и различных заданий, без умения педагога управлять четырьмя типами дидактических отношений (учитель–ученик, ученик–ученик, ученик–учебный материал, учитель–учебная группа) через четыре ранее названные нормы общения, без использования четырёх оргформ учебного процесса просто не состоится.

Учителю КСОшнику необходимо частое общение с коллегами. Такую возможность даёт нам Красноярский краевой ИПК работников образования, где сама система подготовки учителей построена на принципах КСО. Участие в разработческих мастерских центра – это радость творческого общения, школа профессионализма.