Нельзя поддаваться рутине

На факультете начальных классов я работаю деканом 22 года из 25 лет его существования. И за это время несколько раз у меня возникало ощущение, что работа идет в принципе неплохо, но на накатонной коллее становится не интересно. Нужна «перестройка», нужна «свежая кровь», что ли. Иначе – рутина, скука, повторение пройденного.

Так было в начале 90-х годов, когда мы разрабатывали систему подготовки учителей начальных классов с дополнительными специальностями в связке с педучилищами края по сопряженным учебным планам. Мы готовились около двух лет, конструировали принципиально новые учебные планы, « пробивали» идеи в Министерстве образования.

Мы начали в 1992 году, а затем появились государственные стандарты высшего профессионального образования, в которых мы нашли прямое подтверждение правильности наших усилий. Теперь ничего не нужно было доказывать, а просто делать свое дело. И мы его делали на протяжении 90-х годов, доводя нашу систему работы до логического завершения.

А что дальше? И вот спустя почти 10 лет наш факультет включился в новую «перестройку». Она связана с тем очевидным фактом, что современная школа предъявляет новые требования к подготовке педагога. Наряду с предметной подготовкой учителя все явственнее и важнее становится деятельностная составляющая образования. И мы включились в совместный проект, задуманный администрацией краевого образования совместно с администрацией нашего университета.

Пока это только эксперимент, но я практически уверен, что через некоторое время мы перейдем из режима эксперимента в режим повседневной работы. И не в экспериментальных группах на двух факультетах, а во всем университете. Разумеется, не все сразу, не совсем одинаково, не в одном темпе, не копируя друг друга. Что же мне представляется общим?

Не секрет, что преобладающее число занятий в вузе всегда было рассчитано прежде всего на передачу предметных знаний. Но наши студенты, не получив в школе необходимых навыков самостоятельной работы, не освоив общие умения коммуникации, рискуют не сформировать их и в вузе. Добавим к этому, что качество школьной подготовки наших первокурсников в последние годы как минимум не становится лучше, объем информации растет не по дням, а по часам, а количество аудиторных занятий заметно сокращается.

Мы исходим из того, что совершенствование качества преподавания на факультете можно вести посредством овладения преподавателями деятельностным подходом. Для нас важны начавшиеся изменения: переход от подготовки педагога-предметника к подготовке педагога-технолога, от познания к деятельности. Обучая других, преподаватель обучается сам. А студенты овладевают разными формами самостоятельной работы.

Не скажу, что наше начинание сразу же вызвало массовый энтузиазм в рядах преподавателей. Среди них – настоящие профессионалы, мастера со своим почерком. Но никто и не собирается ломать, резать «по живому». Надо только всем вместе решить, какие формы работы больше подходят тому или иному педагогу. Не надо «маршировать» стройными рядами, но не надо и сбиваться с общего ритма.

Я надеюсь, мы найдем оптимальные формы и методы работы, которые станут на факультете обычным делом. Я сам только немного приобщился к этой работе со студентами 23 группы, но и в других группах я уже не могу, да и не хочу работать в ином режиме. Лиха беда начало, а оно уже положено. Я вижу гораздо большую включенность студентов в работу. А если есть заинтересованность и активность студентов, придет и результат. Включенность — еще не гарант успешности обучения, но необходимое условие.

По–моему, не следует гадать, что мы получим «на выходе». Надо работать, а результат придет. Нет панацеи, есть повседневная работа. Но, я уверен, мы выбрали тот путь, который может вдохнуть новую жизнь в работу факультета. Нельзя поддаваться рутине!