О школе Гончарука А.И. и Зориной В.Л.

Одно из главных противоречий современной эпохи — противоречие между богатыми достижениями человечества в области искусства, науки, техники и неспособностью каждым новым поколением овладеть этим богатством в полной мере, т.е. мы имеем в области культуры богатые достижения и обеднённый учебный процесс.

Несмотря на так называемое многообразие различных подходов и технологий в учебном процессе, которое преподносится сегодня как безусловная ценность, по существу не изменились те средства, с помощью которых осуществляется приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям. Противоречие это воспроизводится потому, что современный учебный процесс основан на эксплуатации памяти как средства восприятия и полностью ориентирован на сообщенные знания. При этом упускается из вида очень важная способность — способность человека мыслить, которая имеет в отличие от памяти безграничные возможности в отражении окружающего мира.

Диалектический способ обучения обращает внимание на изучение логики, т.е. на законы, по которым с необходимостью объективно возникает, функционирует и развивается мышление, и дает четкое представление учителю и ученикам о природе знания. В связи с этим чрезвычайно актуальна мысль Гегеля: «…наипревосходнейшей следует почитать ту деятельность мысли, которая исследует не другое и занята не другим, а которая занята сама собой… которая искала самое себя и себя открыла, а с мыслью дело обстоит так, что только порождая себя, она себя находит… лишь тогда, когда она себя находит, она существует и действительна».

По Гегелю, чтобы развить в человеке способность мыслить, необходимо изучение всего исторического материала становления культуры и в ней Философии как Логики. Философия в этом отношении выступает системообразующим фактором, который позволяет объединить разрозненные знания о мире в единое целое, ибо отдельные части обладают своей главной ценностью лишь через их отношение к целому. Таким образом, диалектический способ обучения, главным содержанием которого является изучение философии и преломление системы понятий каждого учебного предмета через законы Логики (логика формальная и диалектическая), организует и дисциплинирует мысль, прививает культуру мышления. Это тот случай, когда мышление становится продуктивной силой: исследует существо дела (конкретный предмет) и сознательно порождает самое себя.

Больше того, диалектический способ обучения появился не как частная технология или как плод воображения, он есть результат разрешения противоречий, которые возникли в системе общечеловеческих способов обучения, и это блестяще показали Гончарук А. И. и Зорина В.Л. в своей теории «Диалектика учебного процесса».

Красота этой теории — в удивительной простоте и прозрачности исходных принципов, а также в системной полноте теоретических выводов. Исторически же она явилась продолжением лучших традиций классической философской школы, основанной на строгом анализе и синтезе: Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Кант, Гегель, Маркс. Взяв в качестве исходной точки анализа труд как процесс изменения природы деятельностью общественного человека, Гончарук и Зорина вывели все существенные стороны учебного процесса и выяснили законы, по которым появляется, функционирует и развивается учебный процесс. После освоения такой полной теории учитель будет свободен в выборе способов, средств и форм обучения.

Вот уже более десяти лет сотрудники ИПК В.Л.Зорина и А.И.Гончарук доказывают практическую значимость теории учебного процесса, основав целое направление в педагогике.

Я познакомился с В.Л.Зориной и А.И.Гончаруком на курсах в 1991 году и сразу принял их теорию как реальную возможность разрешения всех противоречий учебного процесса, и в том числе главного: противоречия между сообщенными и выводными знаниями, т.е. производительностью и интенсивностью учебного труда. Постоянное сотрудничество с В.Л.Зориной и А.И.Гончаруком позволило мне, как учителю, найти качественно иные возможности в работе с содержанием и формой уроков по сравнению с традиционными и другими технологиями. Удалось перестроить программу по химии, с учетом внутреннего самодвижения понятий предмета, с обязательным выходом на выводные знания, отработать систему лекционно-семинарских занятий в старших классах.

Как руководителю школы, теория процесса обучения дала возможность смоделировать будущую школу и определить основные направления в работе по реализации этой модели. В течение нескольких лет В.Л.Зорина, А.И.Гончарук проводили, а Валентина Лазаревна продолжает серьезную работу с педагогическим коллективом школы по проблеме: «Освоение и внедрение диалектического способа обучения в учебный процесс». Целью этой работы является разрешение основных противоречий учебного процесса с учетом здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих принципов, т.е. подготовка всесторонне развитой личности.