Об итогах инновационной деятельности педагогического коллектива средней школы № 12 г. Новокузнецка

Разворачивающийся процесс демократизации и гуманизации школы, происходящая смена приоритетов в образовании с акцентуацией на личностно-ориентированный подход в обучении делают идеи технологии коллективного способа обучения (КСО) все более притягательными для многих творчески работающих педагогов.

Сегодня в педагогической науке технология КСО представлена разработкой теоретических и методологических основ (В.К. Дьяченко, М.А.Мкртчян — г.Красноярск.). Образовательной практике предлагаются уникальные методики организации учебного процесса на принципах общения учащихся в парах сменного состава. Диалоговые методики КСО позволяют, по мнению учёных, организовать процесс обучения в соответствии со способностями каждого ученика, а активное использование технологии КСО в учебном процессе рассматривается как реальный путь создания новой, не классно-урочной системы, способной вывести школу из кризисного состояния.

Вместе с тем пока не разработан механизм перехода на обучение по технологии КСО.

Педагогический коллектив школы № 12 впервые познакомился с идеями технологии КСО в 1992-1993 учебном году.

В данной записке делается попытка проанализировать и обобщить результаты деятельности школы по апробации и внедрению технологии КСО за пять прошедших лет.

Пять лет — это, по сути, первый цикл организации проектно-разработческой и практико-внедренческой деятельности коллектива по освоению новой педагогической технологии, так называемый подготовительный цикл (см.:1).

Цель данного цикла представить коллективу один из возможных путей развития общеобразовательной школы на демократической основе обучения, подвести к осмыслению иных (нетрадиционных) возможностей педагогов проектирования профессиональной деятельности не на основе расширения содержательного компонента, а на основе использования и развития коллективной организационной формы обучения (см.:2).

Для достижения поставленной цели необходимо было реализовать следующие задачи и процедуры организационного, научно-исследова-
тельского и конструктивного характера.

  1. Для педагогов и управления школы:

    • Разработать, на основе теории КСО, вариант практической деятельности, т.е. осуществить попытку создания иного образовательного процесса с использованием новой организационной формы обучения.

    • На практике убедиться в возможности осуществления учебного процесса на основе принципов КСО, а именно: • завершенности обучения; • непрерывной и безотлагательной передачи знаний (информации); • разнообразия тем (как особого случая разделения труда); • всеобщего сотрудничества и товарищеской взаимопомощи; • обучения по способностям в соответствии с индивидуальным темпом прохождения программного материала; • педагогизации деятельности каждого участника учебных занятий;

      • разновозрастности и разноуровневости обучения.

    • На основе построения учебного процесса с учетом реализации вышеперечисленных принципов обучения добиться изменения отношения учащихся к учёбе (повысить мотивацию обучения, сделать учащихся активными участниками процесса обучения, добиться хороших, прочных результатов их знаний, в формировании общеучебных умений и навыков).

      С позиции выполнения задач первого цикла работ это достаточно хороший показатель. Но вместе с тем это лишь 30 процентов от общего состава учителей школы.

      При проектировании второго цикла работ предполагается расширение образовательного поля инновационной деятельности за счет включения в эту деятельность большего количества педагогов. Иначе процесс обучения на третьей фазе КСО не получит своего развития, а тем самым не будут созданы предпосылки к переходу на четвёртую фазу — с процессом естественного создания разновозрастных групп с обучением в них по методикам КСО.

      В качестве примера. Малочисленный состав учителей математики, осваивающих технологию КСО (из 10-ти учителей математики только трое работали с применением новых методик), создал в школе ситуацию, когда не было возможности осуществить полноценную замену в расписании классов КСО в связи с долговременной болезнью учителя, работающего по новой технологии. В таком случае уроки-замещения велись только с использованием традиционных методик, что для учащихся классов, где апробировалось расписание третьей фазы (вариант концентрированного расписания), было не только неэффективным, но и могло искусственно сдержать индивидуальный темп продвижения, как бы «отбросить назад« и тем самым нарушить всю технологическую цепочку.

      В связи с этим предполагается изменение управленческой стратегии. Целесообразным становится принятие такого управленческого решения, как перевод процесса внедрения для большей части педагогов из желательного в необходимый.

    • Совместная работа с институтом повышения квалификации позволила добиться достаточно высокого уровня информированности педагогов по вопросам технологии. Использовались такие формы повышения квалификации как проблемные базовые курсы (12 педагогов обучались на специальных проблемных курсах), стажировка группы учителей на инновационных площадках школ №№ 21 и 141 г. Красноярска (15 учителей знакомились в разное время с опытом работы коллег в данных школах), авторские проблемные семинары В.К. Дьяченко и М. А. Мкртчяна (принимали участие все педагоги).

      Были подключены и внутренние резервы. В течение всего времени велось обучение учителей на занятиях внутришкольного постоянно действующего семинара «Технология КСО. Вопросы теории и практики«, проводилось взаимопосещение уроков с основами проектирования и организации обучения учащихся в парах сменного состава. Эффективной формой работы стали внутришкольные научно-практические конференции, посвящённые результатам каждого учебного года: осмысливался и представлялся опыт, корректировались управленческие действия и направления деятельности следующего этапа.

      Ряд учителей принимали активное участие в научно-практических конференциях городского, областного, регионального масштаба (гг. Новокузнецк, Кемерово, Красноярск).

      Конференции безусловно способствовали формированию творческой атмосферы в педагогическом коллективе, проблемно-поискового сознания участников педагогического процесса.

    • Оформилась проблемно-творческая группа педагогов, на практике занимающихся технологической разработкой организации процесса обучения с использованием новых методик и новой организационной формы. Все заседания проблемно-творческой группы носили открытый характер, а значит, при обсуждении теоретических аспектов, поисков решений в снятии затруднений новой образовательной практики мог принимать участие каждый желающий.

    • В педагогическом коллективе школы сформировалось благоприятное отношение к внедряемому новшеству. Многие бывшие учителя-скептики, наблюдая позитивные изменения, происходящие с учениками, обучающимися по новой технологии, перешли в разряд её активных сторонников. Это позволило в дальнейшем определить резерв педагогов, способных включиться в освоение технологии КСО.