Проект по математике

| Назад | На главную |

 Развитие интереса по математике с помощью содружества

Наименование и местонахождение образовательного учреждения: Лицей № 3 Ленинского УО г. Красноярска

Авторы проекта: Пивоварова В. В., Маскаева О. Н. — учителя математики лицея №3.

Анализ ситуации

 Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяется ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математики. И наконец, все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и многое другое ). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Отсюда вытекает основная задача обучения математике. Она заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и достаточных для изучения смежных дисциплин. продолжения образования. Также предусматривается формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в ВУЗе. В нашей школе работа по углубленному изучению математики начата в 1989 году. За это время сделано девять выпусков и выпущено 196 учеников. Из них 2 с золотыми и 4 с серебряными медалями. Во всех выпускных классах качество знаний колеблется от 65 до 100 процентов по алгебре и геометрии. Учащиеся успешно сдают экзамены по математике как в школе, так и в ВУЗе. Средний процент удачливого поступления 92-96. Каждый год учащиеся математических классов занимают призовые места на олимпиадах и научно практических конференциях района и города. Углубленное изучение математики у нас осуществляется в три этапа: 1 этап- 5-7 классы — развивающее обучение и расширенное изучение математики; 2 этап- 8-9 классы -углубленное изучение математики; 3 этап- 10-11 классы — продолжение углубленного изучения математики.

На первом этапе учащимся предлагается два направления:

1) развивающее обучение, которое начинается с первого класса; 2) расширенное изучение математики, которое предусматривает наряду с общеобразовательной программой проведение дополнительных часов по решению нестандартных задач, введение пропедевтического курса геометрии, развитие интереса к предмету,. Выявление наклонностей ребенка. За три года обучения у детей должны сформироваться прочные знания по предмету, должны научиться работать с математической литературой, а также уметь написать реферат и выступить с ним.

На втором этапе учащиеся осваивают государственную программу классов с углубленным изучением математики, а также предоставляется дальнейшая возможность развития своего интереса к предмету и оценить уровень освоения им. На этом этапе происходит соединение школы с ВУЗом, в частности с Сибирской аэрокосмической академией. На базе лицея САА ребята получают профессиональное образование по профессиям факультетов С.А.А.. У детей по истечению двух лет обучения формируются знания, умения и навыки уже более высокого качества, они могут точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения.

Третий этап предполагает наличие у детей более или менее устойчивого интереса к математике и намерение выбрать после окончания школы связанную с ней профессию. На этом этапе продолжается связь с ВУЗом. На этом этапе у детей формируется четкая и грамотная математическая речь, с помощью которой они формулируют теоретические положения и излагают собственные рассуждения при решении задач и доказательствах теорем.

По окончанию сдается государственный экзамен, который считается одновременно и вступительным экзаменом в САА.

Набор детей в эти классы проводится разными способами:

На первом этапе. 1) по желанию детей и родителей, но этот способ нам показался мало эффективным, т. к. на наш взгляд одного желания не достаточно, а нужны еще и хорошие знания по математике, а также за ребенка в основном решают родители. 2) Конкурсный отбор, т.е. по результатам письменной контрольной работы. При этой форме отбора результаты выше, но все равно возникает проблема, что ребенок учится без желания. Поэтому, исходя из того, чтобы соединить желание и знания, мы пришли к третьему способу. 3) отбор детей ведется через посещение факультативов, которые позволяют учащимся сделать осознанный выбор в пользу углубления по тому или иному предмету, а в частности и математики. На втором этапе вводится обязательный экзамен для поступления в математический класс. В 9 классе сдается государственный экзамен по программе углубленного изучения математики, который является критерием для перехода на следующий этап. Успешному овладению знаний в математических классах обеспечивают высококвалифицированные и обладающие большим опытом работы преподаватели. За 10 лет работы сформировалась профессиональная команда педагогов: заслуженный учитель России Вергазова В. Н. , Гилева Л. А. ,Черноусова Г. Ф. , Пивоварова В. В. , Бояринцева О. Л. , Реморенко И. М. , Миронова Н. В. . Для усиления индивидуализации занятий с учащимися привлекаются преподаватели ВУЗов: профессор К.Г.У. Бусаркин В.М., доцент кафедры математики К.Г.П.У. Сентябов А.М. .

Перспективный план занятости пед. кадров.

 

  1999-2000 г. 2000-2001 г. 2001-2002 г. 2002-2003 г. 2003-2004 г.
1.Вергазова В. Н.  8 «а» 9″а» 10″а» 11″а»  
2.Черносова Г.Ф. 7″б» 11″б» 8″б» 9″б» 10″б» 11″б»
3.Пивоварова В.В. 6″б» 7″б» 8″б» 9″б» 10″б»
4.Бояринцева О.Л. 10″б» 11″б» 5″б» 6″б» 7″б»
5.Миронова Н.В. 9″б» 10″б» 11″б»  5″б» 6″б»
6.Шарова Е.А. 5″а»  6″а» 7″а»    

 
Основная задача, стоящая перед нами, на данном этапе развития углубленного преподавания математики это- формирование выпускника-исследователя, с ориентацией на профессии, широко использующие математические методы исследования.

Математический метод исследования, ранее широко использовавшийся лишь в астрономии и физики, теперь нашел многочисленные применения во множестве других областей знаний и практической деятельности. Математика в наши дни превратилась в производительную силу общества. И теперь там, где еще недавно царил чисто качественный подход к изучению явлений и процессов, начинают исследоваться количественные закономерности и тем самым применяться математические методы исследования. При этом, чем грандиознее замыслы, тем более значительной становится роль математики, а также влияние и собственно математических исследователей. Для того чтобы математика и далее оказывалась способной к исследованию новых явлений , в первую очередь необходим постоянный приток молодежи, увлеченный творчеством, созданием нового, изучением еще непознанного, неизвестного. Формирование выпускника-исследователя будет проходить по трем этапам:

1 этап. 5-7 классы. Это этап мотивации. Необходимо привлечь непроизвольное внимание учащихся, возбудить у них положительное эмоциональное отношение к изучаемому материалу и внутреннюю потребность в его познании.

2 этап. 8-9 классы. Это этап открытия математических знаний. Здесь решающее значение имеет концентрация внимания, проведение самостоятельных исследований, стимулирующих рост познавательной потребности.
3 этап. 10-11 классы. Этап формализации знаний. Здесь нужно организовать деятельность учащихся, направленную на всестороннее изучение установленного математического факта, на применение аналитико-синтетического метода поиска и открытие обоснования полученной на индуктивном этапе гипотезы, на построение дедуктивной теории. Чтобы добиться поставленной цели для этого нужно решить ряд проблем: — подготовить новые педагогические кадры для работы в классах с углубленным изучением математики; — создать традиции математических классов; — организовать агитационную работу по набору детей в математические классы в других школах района. Решение первой проблемы происходит через курсовую подготовку учителей, посещение уроков опытных учителей, самообразование; Решение второй проблемы — через развитие и адаптацию традиционных мероприятий как то: «Посвящение в математики», «Математический декадник», внутришкольную «Миниконференцию», посвященную жизни и деятельности ученого-математика, участие в районной олимпиаде и научной практической конференции.

| Назад | На главную |