Проект по основной школе

| Назад | На главную |

 Деятельностное содержание воспитания и обучения подростков основной школы

Наименование и местонахождение образовательного учреждения: Лицей № 3 Ленинского УО г. Красноярска

Руководитель проекта: учитель-консультант Лицея № 3, научный сотрудник Института психологии и педагогики развития СОРАО, аспирантка кафедры педагогики высшей школы КрасГУ Ю. Г. Юдина

Научный руководитель проекта: профессор КрасГУ, кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой педагогики высшей школы А. М. Аронов

Исполнители проекта: учитель математики развивающего обучения Н. Н. Анишина, учитель естествознания Цаплина М. С., учитель истории Тихомирова В. С., учитель биологии Коротченко С. В., учитель физкультуры Назарова О. В.

Сроки реализации проекта: 2003-2005 год

Координатор проекта: завуч Лицея № 3 Е. В. Новичкова

Проблемы в воспитании и обучении подростков основной школы. Цели проекта.

Современное образование переживает определенный кризис воспитания, воспитательных систем. Сменилась система ценностей общества, «идеологические ориентиры на коммунистические идеалы неприемлемы при разработке современных воспитательных систем» [1, с. 7]. Стратегической задачей образования является «конструирование воспитательной системы таким образом, чтобы личность учащегося получала запас интеллектуальных и нравственных сил, не только необходимых для того, чтобы адаптироваться, «вписаться» в сегодняшние рыночные отношения, но и … для активного действия в меняющихся условиях, проявляя заботу об общем благе» [1, с. 8]. Анализируя современные системы воспитания (Е. В. Бондаревская, Л. И. Новикова, Н. М. Таланчук, Л. Н. Селиванова), можно сказать, что, несмотря на проработанность таких понятий как «воспитательная система», «воспитательное пространство»школы, остается неопределенной динамика движения каждого учащегося в воспитательном пространстве в зависимости от содержания обучения учащегося и их возраста. В педагогической практике существует проблема организации воспитания подростков, обучавшихся в начальной школе по программам развивающего обучения (система Б. Д. Эльконина — В. В. Давыдова). Учителя и классные руководители классической системы образования продолжают использовать традиционные техники работы с классом независимо от содержания образования учащихся в начальной школе, что приводит к потере интереса учащихся к учебе, создает опасность для «ухода подростка в улицу». Для Лицея № 3 особенно актуально решение проблемы воспитания и обучения подростков основной школы, поскольку школа находится в «рабочем» районе, многие дети предоставлены сами себе в силу долгого отсутствия, либо малой заинтересованности родителей. Возрастает вероятность асоциального поведения детей, если нет мест в образовательных учреждениях, где они хотят и могут реализовывать потребность в общении друг с другом и со взрослым. В современном понимании «основными характеристиками переходного подросткового действия являются непредзаданность и незавершенность, т. е. для подростка первостепенное значение имеет замысел, а не его конечная реализация» [ 2, с. 16]. В качестве посреднического действия, обеспечивающего встречу замысла и реализации, предлагается авторское действие, включающее в себя замысел, анализ условий реализации, планирование последствий замысла, получение продукта. Образовательная практика должна быть «ориентирована на создание условий для развертывания полного цикла авторского действия подростка, т. е. на построение проектной деятельности подростка в средней школе» [2, с. 18]. Хотя и в экспериментальной практике ряда школ (школы Международной Ассоциации Развивающего Обучения) создаются условия для организации проектной деятельности подростков, но до сих пор остаются открытыми следующие вопросы: 1. Какова специфика и содержание проектов подростков во внеурочной сфере? 2. Какая связь проектной деятельности с другими видами деятельности подростков? 3. Какова специфика проектов учащихся различных классов основной школы? (с 6 по 9 класс) Для ответов на данные вопросы и разрешения перечисленных выше проблем мы предлагаем определенную систему организации деятельностного содержания воспитания подростков основной школы в форме проектных классных мероприятий [3, с. 5].

Перечислим цели проектных классных мероприятий:

1. Становление проектной деятельности подростков во внеурочной сфере: создание проектов (дел и отношений) самими подростками, разработка планов реализации проектов и ожидаемых результатов для самого подростка и классного коллектива, оценка подростком и коллективом полученных результатов реализации проектов, постановка целей на развитие проекта. Отметим, что существенным для проектной деятельности учащихся является организация оценки продукта проектной деятельности на соответствие замыслу, субъективная оценка изменений каждого учащегося в ходе проектной деятельности может проходить по личной инициативе учащихся в их «событийных дневниках» в специально отведенном месте дневника. В отличие от коллективных творческих дел, при организации которых замысел (цель) КТД привносится учителем, замысел данных проектов формируется самими учащимися, учитель создает условия для разворачивания замыслов учащихся, используя определенные техники мониторинга проектной деятельности учащихся (таблицы групповой динамики, событийные карты, дневники).

2. Поддержка других видов деятельности подростков, разворачивающихся в урочной и дополнительной к урокам сферах (например, учебно-исследовательской деятельности, творческой деятельности).

В содержание поддержки входит задание в ходе проектных классных мероприятий некоторой «инвариантной структуры» исследовательской деятельности, которая представлена определенным образом и в учебно-исследовательской деятельности, и в творческой деятельности подростков: постановка проблемы, выдвижение гипотез, проверка и обоснование гипотез, оценка полученных результатов. Данный инвариант становится «благоприятной почвой» для возможности оформления различных видов деятельности самими подростками, для осуществления переносов способов деятельности с одного материала на другой, появления ассоциаций, метафор, связанных с предметом и отношениями в классном коллективе. Для педагогической практики актуальна на сегодняшний день задача разработки форм и содержания обучения подростков основной школы, как обучавшихся по традиционным программам, так и по программам развивающего обучения (система Б. Д. Эльконина — В. В. Давыдова), поскольку существует проблема передачи классов из начальной школы в основную, обучавшихся по программам развивающего обучения в начальной школе, с одной стороны, проблема организации обучения подростков, адекватного возрасту подростков, с другой стороны. В качестве деятельностного содержания обучения подростков мы рассматриваем организацию творческой деятельности подростков основной школы.

В Лицее № 3 уже сложилась команда учителей основной школы, творчески работающих и заинтересованных в творчестве своих учеников — подростков. Отметим, что наличие такой команды учителей является одним из оснований для организации творческой деятельности учащихся в основной школе.

Цели организации творческой деятельности подростков следующие:
1. Создание условий для освоения подростками «учебного целеполагания» […] посредством решения особых творческих задач (в том числе это могут быт учебно-исследовательские задачи, если на уроках реализуются экспериментальные программы МАРО по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках).Учебное целеполагание является основанием дальнейшей мотивации к учению и формированию исследовательской компетентности подростков. 2. Создание условий для формирования у подростка способности к осуществлению самостоятельного и ответственного выбора траектории движения в области его творчества через специально организованное поляризованное образовательное пространство класса, представляющего различные позиции культурного взрослого и многообразие содержаний, открытость в обучении предмету, построение с подростками индивидуальных маршрутов их творчества (гибкий план и особая поэтапность в выполнении творческой работы самим подростком).

3. Создание условий для организации успешного перехода учащихся начальной школы, обучавшихся по программам развивающего обучения, в основную школу: освоение подростками этапа оформления собственных знаний по предмету для дальнейшего применения (творческие проекты), являющегося логическим продолжением этапа практического применения знаний, который осваивался ими в начальной школе в процессе решения учебных задач.

Гипотеза проекта

Организация успешного перехода учащихся начальной школы, обучавшихся по программам развивающего обучения (система Б. Д. Эльконина — В. В. Давыдова), в основную, и организация становления деятельности этих учащихся в основной школе, адекватной задачам возраста, возможна через систему проектных классных мероприятий во внеурочной сфере и организацию творческой деятельности подростков как на уроках, так и во внеурочной сфере.

Диагностические процедуры: · Анкеты: «Мотивация к учению»(Воронцов А. Б.), анкеты для родителей (Шеходанова И. О., Яковлева О. В.); · Социометрия; · Оценка сформированности учебной деятельности (В. В. Репкин) · Событийные дневники; · Тест на креативность; · Наблюдения, характеристики учителей.

Ожидаемые эффекты и результаты:

1. Развитие групповой структуры классного коллектива в соответствии с содержанием деятельности учащихся, расслоение учащихся класса по позициям: «исследователи», «проектировщики», «исполнители», «ученики», «клубисты», освоение учащимися данных позиций через построение траекторий в образовательном пространстве класса. 2. Становление определенных компонентов компетентностей подростка по занимаемым ими позициям в классе. 3. Повышение уровня мотивации содержанием и процессом деятельности, уровня развития творческих способностей учащихся класса.

4. Формирование ЗУНов в соответствии с требованиями предметных программ основной школы.

Список литературы: 1. Образование и социализация личности в современном обществе: Сборник научных статей. — Красноярск: РИО КГПУ, 2002. — 208 с. 2. Эльконин Б. Д. и др. Гипотеза о содержании обучения подростка в системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова / «Вестник», Москва — Рига, 2002. — № 10 — 94 с. 3. Юдина Ю. Г. Проектные классные мероприятия как средство поддержки образовательного запроса подростка / Учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей университета / Сост. Ю. Г. Юдина. — Красноярск: КрасГУ, 2003. — 50 с.

| Назад | На главную |