Рост и развитие поисковой экспериментальной площадки по созданию разновозрастной учебной группы

Каждый учебный год, начиная с 1989 года, можно рассматривать как этап поисковой работы в плане построения РВГ. В данной статье каждый этап описан кратко.

С 1990 года в школе № 141 г. Красноярска создаются экспериментальные разновозрастные поисковые площадки РВГ-А и РВГ-Б. Руководители площадок – Квасова Анастасия Константиновна и Карпович Людмила Николаевна.

Все работы ведутся под научным руководством Мкртчяна Манука Ашотовича и Литвинской Ирины Геннадьевны.

В июне 1990 года на организационно-деятельностной игре в г. Черногорске Красноярского края была разработана концепция создания разновозрастных групп. Следуя этой концепции, поисковая площадка РВГ-Б создается, прирастая «снизу», т. е. в 1 класс ежегодно 1 сентября набирается от 10 до 15 учащихся. Прием в 1 класс также возможен в любое другое учебное время.

В 1990-1991 учебном году к уже существующему второму классу набирается 10 первоклассников. Всего в группе 38 учеников. На площадке работают с начала года два учителя – Карпович Людмила Николаевна и Лузько Наталья Григорьевна. Со II полугодия подключается Лебединцев Владимир Борисович.

Работа в группе была организована следующим образом. Изучение программного материала было организовано через методики коллективных учебных занятий в сводных отрядах. Работа сводных отрядов планировалась на ежедневных планёрках. В течение I, II , III четвертей нарабатывались навыки самоуправления в сводных отрядах и в целом в группе, навыки планирования учащимися своей деятельности. Учебный процесс шёл «без уроков» и звонков. Учащиеся вместе с учителем планировали время пребывания в том или другом сводном отряде и дальнейшую деятельность. Был свободный переход детей с одного предмета на другой.

В 1991-1992 учебном году в группе 48 учеников (22 ученика 3 класса, 10 учеников 2 класса и 14 учеников 1 класса) и три педагога.

В этом учебном году продолжается по создание учительско-ученической кооперации, осмысление предназначения методик коллективных учебных занятий, создание гибкого расписания. Работа в группе организована так же, как и в предыдущем году.

На начало 1992-1993 учебного года учащихся 5-го класса – 22 ученика, 3-го класса – 10 учеников, 2-го класса – 14 учеников, 1-го класса – 15 учеников. На конец года первоклассников было 30 человек, потому что с февраля в группу пришла Демьянова Лариса Викторовна со своими учащимися.

Деятельность учащихся в этом году была организована через сводные отряды на коллективных учебных занятиях. Работала учительская кооперация, сменный дежурный учитель, который отвечал за организацию коллективных учебных занятий.

Предпринимается попытка объединения двух поисковых групп РВГ-Б и РВГ-А, ранее существовавших автономно. Попытка не удалась, но благодаря этому опыту стали понятны определённые моменты в вопросах учительско-ученической кооперации, управления.

Этот учебный год был сложный и своего рода этапный. Закончился он, и все учителя, начинающие поисковую работу, уволились. В группу приглашаются педагоги, имеющие опыт 8-10-ти лет работы на групповых занятиях.

В 1993-1994 учебном году количество учащихся по классам таково: в 6 классе – 22 ученика, в 5 классе – 30, в 3 классе – 14, во 2 классе – 46, в 1 классе – 15. Всего на площадке 117 учеников. В группу приходят учителя, которые никогда ранее не вели коллективные занятия: учителя начальных классов Ростовцева Марина Алексеевна и Стагнеева Наталья Леонидовна, учитель математики Клепец Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы Субботина Валентина Александровна, учитель английского языка Волштейн Людмила Львовна.

Работа группы была организована на III фазе, т. е. все предметы во всех классах велись через коллективные учебные занятия. Поисковую же работу по созданию IV фазы на время необходимо было «приостановить», так как вся деятельность была направлена на подготовку педагогических кадров как в области теории КСО, так и в практической деятельности, в сфере организации и проведения коллективных учебных занятий.

В 1994-1995 учебном году количество учащихся по классам следующее: в 8 классе – 20 учеников, в 7 классе – 22, в 6 классе – 30, в 5 классе – 15, в 3 классе – 46, во 2 классе – 15, в 1 классе – 30. Всего 178 учеников. Начинают работать новые педагоги: учитель начальных классов Румянцева Галина Анатольевна, учитель химии Глазкова Татьяна Владимировна, учителя русского языка Борисенко Ольга Дмитриевна и Зубкова Галина Геннадьевна, учитель математики Чопчиц Татьяна Викторовна.

Первый раз в группу набираются ученики 8-го класса из других классов школы. Ученики одновременно с освоением программы осваивали методики коллективных учебных занятий и способы работы по ним. За годы обучения в классно-урочной системе у ребят выработались определённые способы деятельности. Поэтому при переучивание педагоги столкнулись с рядом трудностей: ученики не хотели осваивать новую технология, а приспосабливались к ней. Поэтому занятия в этом классе со II полугодия велись обычным групповым способом с использованием элементов парной работы.

Продолжается работа с педкадрами. Учёба проводится на методологических семинарах, на ОДИ. Очень много времени уходит на создание дидактического материала по всем предметам.

В среднем звене занятия организованы на III фазе. В начальном звене возрождается создание учительской кооперации и построение учебных занятий на IV фазе. Носителями этой деятельности были Литвинская Ирина Геннадьевна и Карпович Людмила Николаевна. Работа идёт в режиме недельного совместного проектирования и разработки «дидактики». Наметилась тенденция совместного проектирования педагогами Демьяновой Л.В., Румянцевой Г.А., Ростовцевой М.А. и Стагнеевой Н.Л. Расписание составляется еженедельно. Это связано с тем, что в разное время проводится запуск сводных отрядов по предметам. Учащиеся не одновременно выходят из сводного отряда, приходится формировать другие сводные отряды. В связи с этим появляется необходимость корректировки расписания.

1995-1996 учебный год. Количество учащихся по классам: 9 класс – 20 учеников, 8 класс – 22, 7 класс – 30, 6 класс – 30, 5 класс – 46, 3 класс – 15, 2 класс – 30, 1 класс – 30. Всего 223 ученика. С этого учебного года на площадке работают Воротникова Валентина Алексеевна и Швецова Татьяна Викторовна.

Работа в этом году организована так же, как в прошлом. Ведутся коллективные учебные занятия в начальной школе и в среднем звене. Учебный процесс проходит в сводных отрядах по методикам взаимообмена заданиями, взаимопередачи тем, Ривина, взаимопроверки индивидуальных заданий с использованием всех 4-х организационных форм: индивидуальной, парной, групповой и коллективной.

1996-1997 учебный год. Количество учащихся по классам: 10 класс – 20 человек, 9 класс –21 ученик, 8 класс – 30, 7 класс – 25, 6 класс – 46, 5 класс – 17, 3 класс – 32, 2 класс – 30, 1 класс – 20. Всего учащихся 241. В группу приняли ещё одного учителя математики – Родину Е.В. В отличие от других новых педагогов, она предварительно прошла курсовую подготовку по изучению теории и практики КСО. Участвовала в летней организационно-деятельностной игре КСО-шников.

В этом учебном году в начальном звене были завершены работы по созданию РВГ. Было решено зафиксировать её и продолжать качественные изменения в учебном процессе, в организации учебных занятий, в учительской кооперации.

Основная поисковая деятельность развернулась в среднем звене. Здесь создавалась межпредметная учительская кооперация математиков и словесников. Работа была сложная. Учителя затратили на неё колоссальные физические, моральные и духовные силы. Педагоги не смогли пойти на взаимозаменяемость в предмете, т. е. когда один учитель – ведущий, а другой – ассистент. Много времени уходило на рефлексию и планирование учебных занятий. Эта работа проводилась ежедневно после шести проведённых уроков. После планирования дома начиналась «ночная смена» – это проверка тетрадей и подготовка дидактического материала. Пришлось эти исследования остановить и перейти на другой режим работы. Идёт параллельное создание двух учительских коопераций: математиков и филологов. Математики разворачивают деятельность в вертикали 5-8 классов, создают учебные занятия IV фазы – разноуровневые, разновозрастные. Учителя русского языка организуют коллективные учебные занятия III фазы и продолжают создание кооперации, но эти кооперации разного характера – одна работает над организацией одних учебных занятий, другая кооперация создаёт учебные занятия другого типа.

1997-1998 учебный год. Количество учащихся по классам: 11 класс — 20, 10 класс — 19, 9 класс — 30, 8 класс — 25, 7 класс — 46, 6 класс — 17, 5 класс — 32, 3 класс — 30, 2 класс — 20, 1 класс — 30. Всего 269 учеников.

В этом учебном году начальное звено РВГ начало тиражирование коллективных учебных занятий и «дидактики» на инновационные площадки в самой школе № 141.

В среднем звене проводились коллективные учебные занятия на II и III фазах по русскому языку, истории, химии, географии, биологии, литературе, а в вертикали 5-8 классов – по математике на IV фазе. Занятия велись в соответствии с расписанием, которое составлялось, как и в предыдущие годы на одну неделю. Оно составлялось с учётом возможности разноуровнего обучения математике, с учётом спланированных на весь год погружений по предметам, с учётом предметных курсов и предметных мастерских в Центре развития образования. Весь год каждый четверг проводились методологические семинары. Они помогли педагогам площадки выйти на другой уровень понимания поисковой исследовательской деятельности.

С какими трудностями приходилось мириться: 1. Большая нагрузка у учителей русского языка и литературы    (30-33 часа). 2. Большая нагрузка и подготовка учителя истории    (34 часа и 7 подготовок). 3. Нехватка аудиторий. 4. В связи с большой нагрузкой нет достаточного времени на рефлексию

    и анализ деятельности.

1998-1999 учебный год. На начало учебного года в группе было 289 учеников. По классам это выглядело так: 11 класс – 19 человек, 10 класс – 41, 9 класс – 26, 8 класс – 46, 7 класс – 18, 6 класс – 32, 5 класс – 30, 3 класс – 20, 2 класс – 27, 3 класс – 30.

Анализируя работу прошлого года, те задачи и трудности, над которыми приходилось работать и с которыми приходилось мириться, было принято решение: всем педагогам площадки обязательно участвовать в летней ОДИ. Для этого создали условия, так как летнюю игру мы рассматриваем как механизм, где происходит анализ деятельности и выработка представлений на предстоящую деятельность.

Были решены некоторые вопросы по нагрузке учителей.

На работу в группу приняли новых учителей: • Ледовских Р. В. – учитель химии, • Власкина Н. В. – учитель географии, • Слободчук А. Б., Беккер Г. Ю. – учителя истории, • Зубкова Т. Н. – учитель биологии, • Селиванова – учитель математики, • Гаврющенко Т. Н. – учитель русского языка,

• Сушкина Е. В. – учитель физики.

Проведены семинары по проектированию предстоящей деятельности.

За все годы создания РВГ в группе «выращены» учителя, носители идеологии КСО. Они работают в поисковом режиме, фиксируют результаты деятельности и предъявляют их в форме семинаров, мини-конференций и совместного обсуждения. Эта группа активно помогает другим педагогам включаться в поисковую работу, становиться соратниками и идеологами КСО-шного движения.