Школа была, есть и будет

Владимир Петрович ШИШМАРЁВ — коренной сибиряк. Родился в 1951 году в Енисейском районе в учительской семье. Окончил физико-математический факультет Енисейского пединститута. С 1973 года работает в образовательных учреждениях края. Школу знает, что называется, изнутри: вначале учитель математики, затем директор сельской школы и школы в большом рабочем посёлке. С 1989 года в г. Дивногорске: 6 лет работал директором школы-интерната, последние 5 лет — председателем городского комитета по образованию. В настоящее время получает второе высшее образование на экономическом факультете Академии цветных металлов и золота — считает это насущной необходимостью.

Недавно Владимир Петрович назначен на должность начальника Главного управления образования Красноярского края.

Какие основные проблемы образования вам, Владимир Петрович, предстоит решить в ближайшее время?

Наиболее остро, на мой взгляд, сейчас стоит кадровая проблема. Тревожит факт старения педагогических кадров и малый приток молодых специалистов в образовательные учреждения края. Если не принять срочных мер, то эта проблема с каждым годом будет усугубляться. Нужны специальные решения по закреплению молодых учителей, связанные с их заработной платой и жильем. Особенно это важно для сельских территорий, которые первыми ощутили нехватку педагогов. И, конечно, нужно формировать общественное мнение о роли учителя в современном обществе, поднимать престиж этой профессии. В последние годы в средствах массовой информации учителя, к сожалению, звучали только как борцы за свои права.

Второй серьезной проблемой я считаю катастрофическое старение материальной базы учебного процесса. В последние годы она практически не укреплялась и не пополнялась. Думаю, я не ошибусь, если скажу, что в 80 процентах школ еще не видели карту новой России. Безусловно, вопросы по обновлению учебно-наглядных пособий, оборудования учебных кабинетов нужно решать как можно скорее.

Ну и третье, что бы я выделил особо, — проблемы сельской школы. Здесь нужно принимать самые серьезные решения! Во-первых, потому что сегодня школа, может быть, остается единственным социокультурным объектом на селе в связи со сложной экономической ситуацией, которая там складывается. А, во-вторых, при стремительном сокращении числа учащихся (в целом по краю оно достигает 10 тысяч учащихся в год) возникает вопрос: что делать? Закрывать сельскую школу? Везти ребятишек, к примеру, за 50 км.? Но это не выход. Значит, в таком случае нужно принимать решение по введению других форм обучения. Каких? Это может быть:

  • семейное образование (правда, нужно еще отработать механизмы его реализации);
  • очно-заочная форма обучения, когда ребенок получает задания, консультации педагогов и посещает школу не каждый день;
  • третьим вариантом может стать дистанционное образование с использованием средств современной связи.

В крае уже делаются первые шаги по созданию центра дистанционного обучения, для того чтобы учащиеся могли получить информацию по любому вопросу посредством, скажем, электронной почты.

Очевидно, для решения всех этих проблем потребуются деньги. Как сегодня обстоят дела с финансированием образования края? Не ляжет ли большая часть финансовых забот на плечи родителей?

— Сейчас по бюджету в крае складывается положительная динамика: в 2000 году в образование вложена сумма, в несколько раз превышающая прошлогоднюю. В связи с этим финансовая нагрузка на родителей, возможно, уменьшится. Но совсем отказаться от их помощи пока не удастся. То, что край начинает больше вкладывать в образование, подтверждается цифрами. Могу сказать. что в краевом бюджете централизованно заложена приличная сумма на приобретение учебников, мебели, на так называемые «школьные автобусы». Финансируются образовательные программы.

Знаю, что в управлении идет работа над проектом «Основной программы общего образования Красноярского края на период до 2006 года». Какова необходимость в ней?

— Основной целью программы является создание единого образовательного пространства края, о котором мы всегда говорим и в чем, собственно, и заключается роль Главного управления образования. До этого были «Учитель», «Учитель-2», «Программа развития системы образования края на период до 2001 года». Готовящийся проект определяет основные направления деятельности общего образования края и ожидаемый конечный результат. Большое место в нем отведено совершенствованию нормативно-правовой базы и внедрению новых технологий в систему образования. Под эту программу будут выделяться средства, которые пойдут на дальнейшее развитие учебных заведений края. Я считаю, что сегодня просто необходимо планировать работу на ближайшую перспективу, делать основные расчеты. Мы должны иметь четкий прогноз по учащимся, школам, по кадрам — все должны предусмотреть.

Ваше мнение об очередной школьной реформе, предполагающей 12-летнее образование?

— На данном этапе я не поддерживаю ее. По той простой причине, что сегодня программа ничем не подкреплена, и даже не в смысле того, сколько это будет стоить, а в том, как работать учителю. Мы уже проходили этап первоклассников-шестилеток. И вынуждены были от этого отказаться, в первую очередь потому, что совершенно отсутствовали учебные комплексы для шестилеток. Сейчас мы снова наступаем на те же самые грабли! Может быть, лучше заняться восстановлением дошкольного образования. Если переходить на 12-летнее обучение, учебный план должен быть пересмотрен полностью. А этого пока нет. И законодательная база не приведена в соответствие. Я сторонник того, чтобы наступление было подготовлено. Только в этом случае можно ожидать положительного результата,

Какой вы видите школу в ближайшем будущем?

— Дело в том, что в образовании сложно увидеть какие-либо конкретные изменения через год или даже через пять лет. Чисто внешне, может быть. А внутри? Думаю, что основной результат в системе образования оценивается тем, каким будет человек, выйдя из стен школы. Считаю, что сегодня выпускники наших школ более приспособлены к современным условиям, чем, скажем, лет пять назад. И это радует.

Владимир Петрович, что бы хотели сказать в заключение нашей беседы?

— Верю, что, несмотря на проблемы, школа была, есть и будет. Она, как всегда, будет учить и воспитывать будущих граждан России. Воспитание на национальных традициях — вот основа, на которой будет построено все в современной школе. Сегодня воспитательная работа в школах уже получила материальную поддержку.

Хочу выразить большую признательность нашим замечательным учителям. Именно они в трудных экономических условиях осваивали новые технологии обучения, внедряли их и получали результаты. Только в наших учителях-подвижниках я вижу спасение системы образования. Поэтому основное внимание в моей работе буду уделять им. Учитель должен занять в обществе достойное место, которое он заслужил по праву.