Владимир Петрович ШИШМАРЁВ — коренной сибиряк. Родился в 1951 году в Енисейском районе в учительской семье. Окончил физико-математический факультет Енисейского пединститута. С 1973 года работает в образовательных учреждениях края. Школу знает, что называется, изнутри: вначале учитель математики, затем директор сельской школы и школы в большом рабочем посёлке. С 1989 года в г. Дивногорске: 6 лет работал директором школы-интерната, последние 5 лет — председателем городского комитета по образованию. В настоящее время получает второе высшее образование на экономическом факультете Академии цветных металлов и золота — считает это насущной необходимостью.
Недавно Владимир Петрович назначен на должность начальника Главного управления образования Красноярского края.
— Какие основные проблемы образования вам, Владимир Петрович, предстоит решить в ближайшее время?
— Наиболее остро, на мой взгляд, сейчас стоит кадровая проблема. Тревожит факт старения педагогических кадров и малый приток молодых специалистов в образовательные учреждения края. Если не принять срочных мер, то эта проблема с каждым годом будет усугубляться. Нужны специальные решения по закреплению молодых учителей, связанные с их заработной платой и жильем. Особенно это важно для сельских территорий, которые первыми ощутили нехватку педагогов. И, конечно, нужно формировать общественное мнение о роли учителя в современном обществе, поднимать престиж этой профессии. В последние годы в средствах массовой информации учителя, к сожалению, звучали только как борцы за свои права.
Второй серьезной проблемой я считаю катастрофическое старение материальной базы учебного процесса. В последние годы она практически не укреплялась и не пополнялась. Думаю, я не ошибусь, если скажу, что в 80 процентах школ еще не видели карту новой России. Безусловно, вопросы по обновлению учебно-наглядных пособий, оборудования учебных кабинетов нужно решать как можно скорее.
Ну и третье, что бы я выделил особо, — проблемы сельской школы. Здесь нужно принимать самые серьезные решения! Во-первых, потому что сегодня школа, может быть, остается единственным социокультурным объектом на селе в связи со сложной экономической ситуацией, которая там складывается. А, во-вторых, при стремительном сокращении числа учащихся (в целом по краю оно достигает 10 тысяч учащихся в год) возникает вопрос: что делать? Закрывать сельскую школу? Везти ребятишек, к примеру, за 50 км.? Но это не выход. Значит, в таком случае нужно принимать решение по введению других форм обучения. Каких? Это может быть:
- семейное образование (правда, нужно еще отработать механизмы его реализации);
- очно-заочная форма обучения, когда ребенок получает задания, консультации педагогов и посещает школу не каждый день;
- третьим вариантом может стать дистанционное образование с использованием средств современной связи.
В крае уже делаются первые шаги по созданию центра дистанционного обучения, для того чтобы учащиеся могли получить информацию по любому вопросу посредством, скажем, электронной почты.
— Очевидно, для решения всех этих проблем потребуются деньги. Как сегодня обстоят дела с финансированием образования края? Не ляжет ли большая часть финансовых забот на плечи родителей?
— Сейчас по бюджету в крае складывается положительная динамика: в 2000 году в образование вложена сумма, в несколько раз превышающая прошлогоднюю. В связи с этим финансовая нагрузка на родителей, возможно, уменьшится. Но совсем отказаться от их помощи пока не удастся. То, что край начинает больше вкладывать в образование, подтверждается цифрами. Могу сказать. что в краевом бюджете централизованно заложена приличная сумма на приобретение учебников, мебели, на так называемые «школьные автобусы». Финансируются образовательные программы.
— Знаю, что в управлении идет работа над проектом «Основной программы общего образования Красноярского края на период до 2006 года». Какова необходимость в ней?
— Основной целью программы является создание единого образовательного пространства края, о котором мы всегда говорим и в чем, собственно, и заключается роль Главного управления образования. До этого были «Учитель», «Учитель-2», «Программа развития системы образования края на период до 2001 года». Готовящийся проект определяет основные направления деятельности общего образования края и ожидаемый конечный результат. Большое место в нем отведено совершенствованию нормативно-правовой базы и внедрению новых технологий в систему образования. Под эту программу будут выделяться средства, которые пойдут на дальнейшее развитие учебных заведений края. Я считаю, что сегодня просто необходимо планировать работу на ближайшую перспективу, делать основные расчеты. Мы должны иметь четкий прогноз по учащимся, школам, по кадрам — все должны предусмотреть.
— Ваше мнение об очередной школьной реформе, предполагающей 12-летнее образование?
— На данном этапе я не поддерживаю ее. По той простой причине, что сегодня программа ничем не подкреплена, и даже не в смысле того, сколько это будет стоить, а в том, как работать учителю. Мы уже проходили этап первоклассников-шестилеток. И вынуждены были от этого отказаться, в первую очередь потому, что совершенно отсутствовали учебные комплексы для шестилеток. Сейчас мы снова наступаем на те же самые грабли! Может быть, лучше заняться восстановлением дошкольного образования. Если переходить на 12-летнее обучение, учебный план должен быть пересмотрен полностью. А этого пока нет. И законодательная база не приведена в соответствие. Я сторонник того, чтобы наступление было подготовлено. Только в этом случае можно ожидать положительного результата,
— Какой вы видите школу в ближайшем будущем?
— Дело в том, что в образовании сложно увидеть какие-либо конкретные изменения через год или даже через пять лет. Чисто внешне, может быть. А внутри? Думаю, что основной результат в системе образования оценивается тем, каким будет человек, выйдя из стен школы. Считаю, что сегодня выпускники наших школ более приспособлены к современным условиям, чем, скажем, лет пять назад. И это радует.
— Владимир Петрович, что бы хотели сказать в заключение нашей беседы?
— Верю, что, несмотря на проблемы, школа была, есть и будет. Она, как всегда, будет учить и воспитывать будущих граждан России. Воспитание на национальных традициях — вот основа, на которой будет построено все в современной школе. Сегодня воспитательная работа в школах уже получила материальную поддержку.
Хочу выразить большую признательность нашим замечательным учителям. Именно они в трудных экономических условиях осваивали новые технологии обучения, внедряли их и получали результаты. Только в наших учителях-подвижниках я вижу спасение системы образования. Поэтому основное внимание в моей работе буду уделять им. Учитель должен занять в обществе достойное место, которое он заслужил по праву.