Союз сельских школ

Сельских жителей радует тот факт, что в последнее время возрос поток публикаций о сельской школе. Это материалы о некоторых сторонах жизни сельских школьников. Причем во всех публикациях присутствует не только педагогический, но и психологический, философский, социальный аспекты образования школьников, проживающих в сельской местности России.

Видимо интерес учителей, ученых, журналистов, представителей общественности к данной проблеме вызван не только процессами, протекающими в жизни сельчан, но и программами Правительства России по модернизации образования. В связи с этим в Шушенском районе Красноярского края проводится эксперимент в рамках реструктуризации сельских школ России. Здесь строится модель государственно-общественного управления сельской школой на муниципальном уровне. В основе данного эксперимента лежит сетевая организация взаимодействия пяти сельских школ района. Теперь простое товарищество Иджинской, Ильичевской, Казанцевской, Каптыревской и Синеборской школ знают не только в Шушенском районе, но и далеко за его пределами. Цель простого товарищества состоит в социальной защите сельских школьников и учителей. Оно живет по принципу «От развития села к развитию школы» и «От развития школы к развитию села».

Недавно товарищество принимало участие в подготовке и проведении 135 летия Каптыревской школы. Попечители этой школы также приняли активное участие в данном празднике. По существу, праздник стал заботой общественности села, района. А члены простого товарищества увидели пример усиления общественной составляющей в управлении сельской школой.

В Каптыревской школе сильны не только давние добрые традиции заботливого отношения к судьбе сельских школьников, но и с начала 1990 года она является инновационным учреждением в Красноярском крае. В начале это была школа – комплекс эстетического воспитания, затем она вошла в состав нового типа учреждения, который все знают как «Родники». Это учреждение объединило начальную малокомплектную Ново-Покровскую школу, Каптыревский детский сад, полную школу, школу искусств, центр здоровья, лабораторию ремесел.

Центр образования «Родники» — учреждение с единым финансированием. Оно является образовательным центром не только для села, но и для близлежащих сел.

Однако, два года назад, коллектив педагогов центра понял, что учреждение ограничено в ресурсах и поэтому не может удовлетворить в полной мере потребностей своих учеников, родителей, односельчан. Так появилась идея создания союза сельских школ в Шушенском районе. Как указывалось выше, его название «Простое товарищество». Теперь на договорной основе члены товарищества объединяют свои ресурсы в следующих направлениях работы: профильное обучение сельских школьников, развитие социокультурного комплекса на территории пяти сельских администраций Шушенского района, разработка новой нормативно-правовой базы для товарищества. В Красноярском крае есть у Шушенского простого товарищества друзья в Балахтинском районе. Указанные два простых товарищества, пытаются реализовать модель сетевой организации, реструктуризации сельских школ. Направления их работы различны, но цель одна – найти механизм усиления ресурсов сельской школы в кадровом, материальном, культурном и других видах. Данным товариществам активно помогают главы районных администраций и отделы образований во главе с начальниками.

Шушенское и Балахтинское товарищества тесно сотрудничают с Главным управлением образования Красноярского края, краевым институтом повышения квалификации и переподготовки кадров, многими образовательными учреждениями края и общественными организациями.

В частности, эти коллективы поддерживает недавно родившаяся Красноярская региональная общественная организация сельских педагогов и родителей.

Члены простых товариществ представляют образ будущего образовательного пространства для сельских школьников своих районов и в целом края как пространство, в котором каждый выпускник сельской школы станет социально-профессиональным, мобильным и сможет построить свою жизнь и жизнь окружающих более радостной и успешной.