Два года в КСО

После ознакомления с материалами Всероссийской научно-практической конференции по КСО 1998 года, учительский коллектив школы №62 принял решение, что технология коллективных учебных занятий заслуживает внимания. Учителя стали искать контакты со школами, где КУЗ, как способ обучения, является ведущим направлением.

Такой была школа № 4, которая в свою очередь привела преподавателей 62 школы в лабораторию методологии и КУЗ ИПК РО. В сентябре 1999 года небольшая группа учителей, 4 человека (учитель истории Иванова Т.А. , русского языка – Коврова В.В., географии – Короткова Н.А., математики – И.В.) начали свою работу на площадке с теоретических семинаров, на которых изучался практический курс «Коллективный способ обучения» (Мкртчян М.А.). Учились работать в парах сменного состава, осваивали методики КСО, вели подготовку к запуску 6 «Б» класса.

Класс был запущен 15 января 2000 года. В 2000 – 2001 учебном году 7 «Б» — это класс, который находится на II фазе КУЗ. За рассматриваемый период процент качества вырос на 5% при 100% успеваемости. А на предметах, где ведутся КУЗ, соответственно по географии, на 8 %, по русскому языку – на 18%, по математике – на 2%. История ведётся традиционно.

Основная задача учителя КСОшника на уроках — включённость каждого ученика в учебный процесс, обучая других – обучаться самому. 30% учащихся в классе умеют организовать коллективную работу в малых группах; став лидерами, чётко определяют деятельность каждого в группе, осуществляют контроль за этой деятельностью.

На КУЗ формируется умение самостоятельно добывать информацию и работать с нею в парах сменного состава. Но эти умения сформированы у каждого учащегося в той или иной степени, в зависимости от их индивидуальных способностей.

В 7 «Б» классе 27 человек, из них 15% с высокими учебными способностями, 11% — выше среднего, 44% — со средними учебными способностями, 26% — ниже среднего, 4% — с низкими учебными способностями. Анализ деятельности этого класса показал, что 41 % учащихся хорошо усвоил методику ВПТ, 26% не владеют этой методикой, 41% освоил методику ВОЗ, 15% затрудняются работать, 52% успешно работают с методикой Ривина, 7% не усвоили эту методику.

Отсюда вытекают проблемы, над которыми мы работаем на площадке КУЗ. Проблема некачественной работы детей при взаимообучении, которая является результатом либо неправильно

проведённого запуска КЗ, либо неверно составленного дидактического материала.

Кроме того, не всегда удаётся добиться взаимодействия всех участников процесса, т.е. дети предпочитают работать самостоятельно и индивидуально. Проблема состоит в том, что учащиеся не успевают пройти темы, (мы оцениваем это как ошибку в планировании и организации). Эти проблемы обсуждаются во время семинаров, которые проходят раз в две недели по четвергам.

С 1 сентября начал работу еще один КСОшный класс, 3 «В», руководитель Гураль О. М. В своей работе на уроках математики Ольга Михайловна широко использует методику ВОЗ, взаимотренаж; на уроках русского языка – методику словарного диктанта; на уроках чтения – методику Ривина. Несмотря на то, что прохождение материала идет «общим фронтом», преобладающей формой обучения является коллективная (пары сменного состава). Хотя количество ударников не увеличилось, но наблюдается качественный рост в самоопределении учеников и понимании предмета изучения.

Основным направлением работы площадки КУЗ является пропаганда и привлечение в свои ряды новых единомышленников. С этой целью учителя нашей школы прошли курсы по КСО при ИПК РО. Во втором полугодии 9 учителей вышли на 1 фазу КУЗ. Подготовка учителей шла и на площадке через работу в творческой группе, и при ИПК РО. Занятия и семинары творческой группы были посвящены изучению методик КСО: ВОЗ, ВПТ, Ривина, взаимотренаж, доводящих карточек. На семинарах данные методики рассматривались теоретически и практически, учителя отрабатывали их на себе. Каждый преподаватель выбрал свою методику. То, что наработали учителя, они представили 6 апреля во время презентации нашей площадки в районе.

Наши планы на будущее: работа КСОшных классов (8 «Б», 5 «В», 1 «А»); широкое использование методик КСО (на первой фазе) во всех классах, где работают учителя площадки КСО.