Эссе Мясоедовой Елены Андреевны

Эссе «Моя педагогическая философия»

Мясоедова Елена Андреевнаучитель информатики

Новогородской средней школы Иланского района

Судьба так распорядилась, что жить и работать мне пришлось в селе. Когда-то в лучшие времена это был крупный передовой колхоз, возникший на месте переселения в 30-е годы 20-ого века выходцев из Белоруссии. Обжились. Окрепли люди на благодатной Сибирской земле, обзавелись хозяйством, завели большие и дружные семьи. Не забывали обычаи и традиции предков, дружно ездили в далекую Беларусь, хлебосольно встречали гостей.

Перестройка изменила все. Фермерство как-то не прижилось, колхоз еле на ладом дышит. Остались одни люди, которые стараются выжить любыми доступными человеческому сознанию способами.

Иногда мне кажется, что наша Россия — это разоренный, полуразрушенный дом, окруженный чертополохом. В этом доме есть старый, весь в трещинах фундамент. Фундамент этот — люди, но он настолько неправен и стар, что начинаешь сомневаться, можно ли на нем построить здание нового общества, где живут свободные, красивые и счастливые граждане. Засомневалась, граждане, господа. Товарищи или селяне.

Каждое утро вижу моих учеников. В каком государстве они хотят жить, кем хотят быть и какими? Часто хожу в наш школьный музей Трудовой и боевой славы села. Смотрю на пожелтевшие фотографии, вырезки из старых газет. Вот чем всегда славилась наша Новогородская земля, так это крепкими семьями и традициями. Двух заведующих отдела образования она дала району, а краю — первого председателя Законодательного Собрания — Александра Усса.

Перечитывала Пушкина. Великий поэт в 1820 году написал о деревне:

«Приветствую тебя, приют спокойствия, трудов и вдохновения». Почти 200 лет прошло. А вопрос, «взойдет ли, наконец, прекрасная заря над отечеством свободы просвещенной» — остался открытым.

Хочу продолжить идеи учителей-подвижников: «Сеять мудрое, доброе, вечное».

Да, новой России нужны совсем другие люди. Наши тинэйджеры оказались в беспрецедентном положении. Взрослое поколение их не может научить правильно жить. Передать свои знания, ведь то, чем оно владеет — безнадежно устарело. Оказалось ненужным, непригодным для жизни В постиндустриальном и глобализированном обществе. Если успеха можнс было добиться порядочностью, честностью, исполнительностью, то теперь этого оказалось мало. Ценности, идеалы и принципы наших родителей оказались бесполезными и утопическими в современном мире. Сейчас успеха можно добиться только с помощью 4 составляющих:

Талант + интуиция + образование + амбиции.

Эта формула выведена очень успешными людьми. Причем успешными в современной жизни: бизнесе, спорте, менеджмента, шоу-бизнесе. Хорошо обустроиться смогут мобильные. Энергичные, деятельные люди, умеющие быстро ориентироваться, выискивать необходимую информацию. Анализировать ее, отсеивать ненужное, принимать быстро я правильно решение. Ценится умение работать в команде. Ценить Е соблюдать корпоративные интересы. Быть амбициозными, харазматичными, азартными.

Вступив в демократическое общество, мы получили свободу. Вот уже десять лет мы не знаем, что с ней делать. А свобода обязывает к очень многому. И во первых, много думать прежде, чем что-то предпринять. У нас нет времени на исправление ошибок, и впереди не ждет «светлое будущее». Только борьба за свое место под солнцем, поиск своей социальной ниши, постоянная конкуренция. Спросите с кем? С самим собой: с обстоятельствами, с государственными структурами, частными людьми иногда даже с соблазном быстро и хорошо обогатиться за счет других Наступила эпоха «Образование через всю жизнь».

Все это: мысли, идеи, принципы и мораль я обязана довести до сознания своих ребят, помочь им разобраться во всех подводных камнях современной жизни, определиться, найти себя и встать на ноги.

В предмете «информатика», который я преподаю, заложены все эти возможности. Он нов, современен, интересен детям. Учебники на электронных носителях помогают установить мне контакт с другими учителями, быть им полезной. Владея тем, чего не знают другие, помогая разобраться в новых технологиях своим коллегам, чувствую моральное удовлетворение от нужности и востребованности. В нашей школе всегда царили взаимопонимание и творчество, сознание принадлежности к одному общему делу.

Задачи, определенные Концепцией модернизации Российского образования, программой развития края, сложны, но достижимы при объединении усилий многих структур: государства, общества, родителей, учеников, учителей.

А я, как единичный объект системы образования, многое должна уметь и выполнять, разбираться не только в педагогике и знать свой предмет, но и быть хорошим психологом, чтобы суметь построить индивидуальную траекторию развития ребенка, понять и развить его как личность. Чтобы управлять современным учебным процессом, обладать менеджерскими способностями — проектировать, рефлексировать, программировать, анализировать, надо уметь быть и рядом с детьми и впереди их. А самое главное — надо просто любить: ребят, несмотря на их скептическое отношение к учебе, родителей — несмотря на их неверие ни во что и никому, любить жизнь — несмотря на те «сюрпризы», которые она нам иногда преподносит. И, конечно же, немаловажно, еще любить и себя, самую красивую, самую умную, самую гениальную. Я люблю себя, люблю быть в центре внимания, модно и красиво одеваться, быть привлекательной, иногда бесшабашной.

Вот какая я — современная сельская учительница, мама симпатичного малыша и доброго, любящего мужа.