Эссе Никанорова Олега Анатольевича

Эссе Никанорова Олега Анатольевича
«Моя педагогическая философия»

Я — учитель… Сколько раз повторял эту фразу! Своим ли друзьям, знакомым или вовсе незнакомым людям в самых разных обстоятельствах. А сколько внутренних монологов, когда сомнения переполняли душу, начиналось именно этими словами. И понемногу все успокаивалось, находило свое объяснение, вставало на места.

Да, я — учитель, и всегда хотел им быть. Я мечтал стать хорошим учителем, и потому вопрос о сути этой профессии для меня далеко не праздный.

Что есть учитель? Профессионал, владеющий предметом и методикой его преподавания? Безусловно, но этого слишком мало. Психолог, понимающий ребенка, уважающий его внутренний мир? Конечно, но и этого недостаточно. Знать мало. Нужно любить детей, любить искренне, не по долгу службы.

Каждый ребенок индивидуален, единичен, и это обстоятельство является причиной моей постоянной неудовлетворенности своим профессионализмом. Неудовлетворенности, растущей в геометрической прогрессии от объема прочитанного, услышанного, передуманного. От ошибки не застрахован никто. Но цена учительской ошибки особенно велика. Профессионализм в любом деле сводит риск до минимума, и педагогика, наверное, не исключение, но в пределах любого минимума остаются детские души. А значит, нет права на ошибку.

И вот здесь на выручку приходит педагогическая интуиция. Вряд ли кто осмелится дать исчерпывающее рациональное объяснение ее природе. Да она и не нуждается в нем. Она способна на многое, потому как корни ее, как мне кажется, в учительской любви к своим воспитанникам. Сфальшивить здесь невозможно. Фальшь ведет к ошибкам, ошибки рождают новую фальшь. Вырваться из такого круга по силам только искреннему человеку, человеку чуткому, открытому к другим.

«Смотри» и «слушай» — две заповеди, может, не претендующие на философию, но составляющие основу моего профессионального кредо.

Мне интересен каждый ребенок. Мне нравится общаться равно как с отличником, так и с так называемым «трудным». Хотя я не совсем понимаю значение этого слова. Каждый человек в чем-то «труден», а в чем-то открыт для других. Какое внутреннее удовольствие испытываешь от того, что находишь точки общего соприкосновения, а они есть всегда, нужно только уметь их увидеть и в ребенке, и в себе. И как порой преображается ребенок, оказавшись в иной, отличной от класса, обстановке, походе, совместной работе..

Уметь чувствовать ребенка, уважать его, уважать мнение детского коллектива, строить свою работу таким образом, чтобы дети не чувствовали над собой жесткого контроля и в то же время ощущали поддержку, — суть этической культуры учителя.

Мне импонирует основная идея педагогики сотрудничества — идея гуманного отношения к ученику на основе сохранения его индивидуальной особенности. Я люблю слушать. Не просто содержание учебного материала, а мысли. Считаю для себя высшим профессиональным наслаждением услышать, пусть и отличный от моего, осмысленный вывод из анализа каких-то фактов.

Мой предмет — история. Как наука она должна стремиться к объективности, гарантиями которой является свобода и, как ни парадоксально, поливариантность оценок, суждений. А школьный предмет «история» субъективен, тогда урок строю таким образом, чтобы история проходила через мысли и чувства ребенка.. Не в виде готовых схем, а в виде образов, явлений, поступков, идей и страстей должна затронуть не только разум, но и душу, пробудить эмоции. Позволить ребенку научиться гордиться и восхищаться, сожалеть и негодовать…. В конце концов, он должен осознать себя частью истории. И если мой ученик выбирает свой оттенок в палитре суждений о прошлом, аргументирует его, не переубеждаю. Все в мире относительно, по словам мудреца. В истории нет аксиом, а лишь цепочка вариантностей, порождаемых вечным, как сама жизнь, господином Случаем.

Давать возможность делать выбор, самостоятельно, взвешенно, — моя главная задача как педагога. История — это и ключ к пониманию современности, и ориентир на будущее. Воспитать человека критически мыслящим — значит обезопасить его от многих ошибок. Воспитать человека, уважающим чужое мнение, — обезопасить от многих бед все общество. В этом вижу свою задачу . И в решении этой задачи учитель должен являть собою пример.

Высшая ценность — это возможность общения. Через него лежит путь к родству душ. Поэтому следующую свою заповедь я сформулировал бы так: «Будь интересен». Будь интересен как профессионал, будь интересен как интеллектуал, будь интересен как личность. На мой взгляд, от разносторонне развитого интересного детям учителя, пусть иногда и ошибающегося, гораздо больше пользы, чем от сухого, узкого педанта, мало что знающего вне рамок своего предмета. Ценность общения с интересным человеком сама по себе является неотъемлемым компонентом образования, это не заменишь никаким обучающим компьютером. Что уж говорить тогда о воспитании.

Учитель не имеет права не раскрыть заложенных в нем способностей, и в этом тоже специфика профессии. Так же, как не имеет морального права не помочь раскрыть свои способности ребенку. «Помоги» — именно эта заповедь заставляет двигаться по пути профессионального совершенствования. Никому не дано знать, сколько талантов осталось нераскрытыми, сколько потенциала не реализовано только потому, что рядом с ребенком не оказалось Учителя, способного ему оказать своевременную поддержку. Сумевшего разглядеть, направить, выпестовать. В этом я вижу суть успешности учителя. А успешный учитель воспитает успешного ученика.

В «Криптограммах Востока» Сент-Илера есть трогательное сказание: «Маленький индус, узнавший Учителя». Его спросили: «Неужели солнце потемнеет для тебя, если увидишь его без Учителя?» Мальчик улыбнулся: «Солнце останется солнцем, но при Учителе мне будет светить двенадцать солнц!» Солнце мудрости Индии будет светить, ибо на берегу сидит мальчик, знающий Учителя.

Из века в век Время бесстрашно делило людей на созидателей, разрушителей и созерцателей. Делило, но покорялось, покорясь первым. Именно они изменили мир вопреки преградам и равнодушию. Учитель по природе своей профессии — созидатель, Созидатель с большой буквы, ибо творит он Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит — таков и итог профессионального пути педагога