Эссе Овсянниковой Натальи Николаевны

Эссе Овсянниковой Натальи Николаевны
«Моя педагогическая философия»

Книга… Почему она так важна в жизни русской интеллигенции? Почему Россия сохраняет статус самой читающей страны? Почему в минуты душевного разочарования или бессознательного восторга мы обращаемся к книге? Какая загадка таится в еще неизвестной или в прочитанной нами на несколько раз книге?

Моя первая самостоятельно прочитанная книга очаровала навсегда. Это был сборник сказок болгарских писателей «Дивные времена». Я поняла, что книга – это знание, мудрость, стремление, надежда и мечта. Благодаря сказкам, я поверила в волшебную силу книги и полюбила создание авторской фантазии, которые делают мир прекрасней и богаче.

…Из этого торжественного мига

Навек мы покидаем отчий дом. Ведут беседу двое: я и книга.

И целый мир неведомый кругом

С.Я. Маршак. Дон Кихот. (1947 г.)

Мне повезло в жизни с учителями литературы, которые, вопреки школьной программе, спорили, рассуждали со своими учениками над жизненно важными вопросами и ответы искали в книгах. Литература как общественное явление не стало мертвой азбукой, догмой, она жила и учила нас быть мужественными, справедливыми и прекрасными людьми. Меня всегда удивляло то, как учителя открывали в книге новые вопросы и проблемы, которые казались самыми важными, как путь к пониманию личности автора. Я радовалась тому, как книга, такая ясная и понятная на первый взгляд, после урока литературы становилась калейдоскопом открытий, откровений и идей.

Поступление на филологический факультет было связано с желанием узнать особенности литературного процесса, научиться осознавать художественную ткань произведения и индивидуальный авторский мир. Пятилетнее обучение, конечно, обогатило меня, научило выверять субъективные впечатления объективными методами. Постигая азбучные истины литературоведения, я все-таки изучала огромный мир прошлого, настоящего, и будущего, выраженный в книге. Она стала путем постижения закономерностей развития человеческой цивилизации и осознания мировоззренческой системы автора.

Полюбив книгу и осознав объективные средства анализа, я пришла к мысли о том, что смысл деятельности учителя литературы заключается именно в привлечении ученика к художественному произведению. Человек, любящий читать, обращается к книге для общения: для познания мира, для самоопределения. Следовательно, урок должен стать прелюдией к общению с книгой. Я стремлюсь выявить самые важные проблемы, обозначенные писателем, которые созвучны моим ученикам. А современный школьник не сильно отличается от ребенка XIX века или другого времени. Его так же интересуют вопросы мироустройства, человеческих взаимоотношений – то есть, вечные проблемы. Нужно только показать маленькому читателю, что мир книги, классическая литература актуальны в любые времена.

…Начинается урок. Мы продолжаем разговор о творчестве М. Горького. Это писатель, который отдален от школьника XXI века на целое столетие. Казалось бы, что может привлечь ребенка, воспитанного в системе рыночных отношений, в произведениях пролетарского писателя? Анализ рассказа «Челкаш» начинаю с вопроса: что значат деньги в нашей жизни? Звучат разные мнения, но большинство учеников высказываются в пользу неоспоримой власти денег. Интересно, как на этот вопрос ответил бы сам Горький? И дети, заинтригованные и оживленные такой насущной проблемой, обращаются к тексту. Они сами характеризуют героев, опираясь на описание внешности, поступков, речи, и постепенно приходят к выводу, что беззаботный бродяга, бесшабашно бросающийся к авантюрным приключениям, преступник по образу жизни, намного симпатичнее предприимчивого крестьянина. Ученики осознают, что человек, отказавшийся от денег, сохранил чувство собственного достоинства, человеческое лицо. Я не стремилась убедить своих собеседников в том, что деньги не главное. Но я видела, как в их душах родился протест против алчности, низости, рабской сущности человека, покорившегося власти денег.

Общение на уроках по литературному произведению может быть и вариативным. И меня восхищает, что ученики мыслят по-разному, приходят к интересным выводам и радостно говорят о своем понимании мира поэта или писателя в соответствии с прочитанным текстом. Должна сказать, что открытие мира литературы – это процесс не односторонний. Сами ученики приносят мне книги, которые из взволновали, и просят прочитать их, чтобы сравнить впечатления, обсудить со мной то, что показалось интересным.

Воспитание внимательного и вдумчивого читателя, способного понять мир книги, — в этом я вижу смысл своей педагогической деятельности.