Эссе Пермяковой Ирины Сергеевны

Эссе Пермяковой Ирины Сергеевны

Часто ли мы задаем себе вопрос о своем предназначении, о своей миссии в этой жизни и в этом мире? Быть человеком, быть учителем, быть кем-то в обществе Настоящего и Будущего – это не просто слова. Как правило, мы живем не настоящим: предвкушаем будущее, иногда торопим его, а иной раз страстно желаем вернуть прошлое и думаем о том, что можно было бы в нем изменить. Так и блуждаем во времени – в том, которое уже или еще нам не принадлежит, а настоящим часто пренебрегаем… И если ребенок чаще – в будущем, то мы, взрослые, чаще – в прошлом, и совпадаем с детьми лишь в настоящем. Понимаем это не сразу, лишь тогда, когда отчего-то не находим нужных слов или просто не способны понять другого. И поэтому у меня как учителя нет права на смещение временных границ существования, жизни, деятельности, любви, эмоций. Я должна быть здесь и сегодня, на иное нет у меня морального права.

Уже уходят в прошлое те времена, когда фраза «я человек несовременный» звучала как комплимент себе самому и в то же время как обвинение «веку нынешнему», неумолимо и стремительно летящему и уносящему за собой то, что дорого отцам» и «над чем смеются дети». Сегодня, когда каждую минуту мир вокруг нас меняется, и это неизбежно, мы думаем о том, как помочь ребенку приспособиться к этой жизни, занять такую активную жизненную позицию в мире, чтобы ему хотелось жить, развиваться, находить и реализовывать свое «Я». Бернард Шоу, любивший цитировать себя самого, говорил: «Разумный человек приспосабливается к окружающему миру; неразумный упорно старается приспособить мир к себе…»

Впервые переступив порог школы и взяв на себя ответственность за развитие и формирование детских душ, я задумалась, что значить стать хорошим учителем. Для реализации себя как педагога надо быть образованным, заинтересованным в общении с ребенком, сочетающим способность к самосовершенствованию с увлеченностью, стремящимся не только стать мастером своего дела, но и максимально реализовать свои способности.

Прежде всего я стараюсь найти ключик и дорожку к сердцу ребенка, стать для него близким человеком – и в этом моя сила. Если ребенку интересна я и интересна моя позиция, то ему интересно и то что я говорю , интересен и тот предмет, который я преподаю. Моя работа, мой урок в первую очередь это двустороннее общение, познание как со стороны ученика, так и учителя в атмосфере взаимного уважения, доверия и понимания, сотрудничества. Я сама должна быть примером многогранности человеческой личности, способной устанавливать отношения взаимного сотрудничества в любом контексте и в любой ситуации.

Взглянув в прошлое, вспомнив себя ребенком, свои школьные годы, я понимаю, что важнее не школа, где учат, а школа, где прежде всего любят, уважают, стараются помочь, терпимо и терпеливо относятся к каждому ребенку. Это школа, где учитель никогда не злобствует, не кричит, не наказывает оценками. Это школа, где трудно, весело, интересно и радостно! Хорошая школа всегда начинается с веры и любви к своей школе , своим педагогам, своим товарищам. Нельзя готовить детей к жизни, что часто провозглашают с высоких трибун как одну из целей школы, так как дети живут, живут сегодня и сейчас, еще не думая о вечном и еще придавая значение и смысл каждому слову, действию, жесту.

Все чаще и чаще мы обращаемся к идеям гуманизма, где смыслом социального развития является утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия, созданий условий для свободного развития каждого человека. Наряду с функцией передачи подрастающему поколению накопленного обществом знания и культуры, педагог не должен лишить при этом ребенка индивидуальности и своеобразия. Как, не нарушив этот баланс, достичь поставленной цели? С одной стороны, это необходимо реализовывать через способности своего ученика, признание индивидуальности, самобытности каждого человека. Нельзя работать с детьми шаблонно, выравнивая всех под один стандарт, ломать их мир и при этом требовать какого-то творческого применения передаваемого знания. С другой стороны, только то, что пережито, прочувствованного и проиграно ребенком приобретает для него реальный смысл, поэтому нужно поставить его в роль активного искателя, первооткрывателя того или иного знания. Только действуя, мы понимаем истинный смысл, цель и важность нашей деятельности. Активизируя природную активность, инициативу и творческое начало в детях, мы стремимся к тому, чтобы нашим детям было интересно и радостно, а то, что наполнено положительными эмоциями, откладывается в памяти надолго.

Но как мало в школе предусмотрено таких уроков, которые учили бы школьников сопереживать друг другу и, с большей заинтересованностью относиться к людям, приобщали бы их к восприятию человечества в целом; а особенно таких необходимых для существования качеств, как надежда, понимание и человеколюбие. Как научить быть неравнодушным? Как довести до его сознания тот факт, что любой его поступок, хороший или плохой, добрый или злой, должен быть осмысленным? «Уходя, подумай о том, зачем ты приходил». Я знаю, что в большинстве своем дети не злы, — они поступают дурно оттого, что не представляют последствий своих слов и поступков. Совершая что-либо нелицеприятное, они в обдумывании происходящего останавливаются на полпути. И вот тогда я «возьму его за руку» и пройду по проложенной им дороге до конца. «Ты потратил много душевных и физических сил на то, чтобы причинить другому боль. И вот у тебя получилось — ему действительно очень плохо. Быть может так, как не было никогда. Он понесет это ощущение безысходности дальше по своей жизни. Он может забыть причину боли, но уже никогда не забудет того, что он чувствовал тогда. – Ты хотел именно этого? На это ты потратил частичку твоей драгоценной жизни?» Я допускаю, что это жестко, но только тогда, когда ребенок сумел ощутить состояние другого, побыть им, он сумеет вовремя остановиться в неукротимом стремлении нанести удар тому, кто рядом.

Сравнивая свое собственное мнение по тому или иному поводу с мнением другого, говоря о разных людях и странах, сопоставляя интересные и важные факты, мы непременно становимся в позицию « Я и другой». Уважение и чувство толерантности по отношению к другому человеку, иной культуре становится одной из воспитательных задач не только предмета иностранный язык, но и школы и общества в целом. Мы часто говорим о том, что нужно принимать людей такими, какие они есть, с их собственным мнением, с их достоинствами и недостатками. Говорить одно, а делать – совсем другое. Часто замечаешь, что дети прекрасно размышляют по поводу красивых, всем известных истин, а в жизни пройдут и не заметят несправедливости, не подадут руки помощи слабому или нуждающемуся. И здесь то же самое. Предложив детям поразмышлять над тем, может ли человек быть другим, можно ли жить в обществе, где нас окружают люди разных взглядов, разных верований и культур в мире и согласии, я столкнулась с тем, что некоторые дети просто не имеют своего мнения по этому поводу. Часть детей ответили категорично «НЕТ», и это их позиция , которую мы должны были бы принять, т.е. проявить терпимость к чужому мнению. Но наша задача найти причину такого мнения, т.к. то, что является истиной в одном случае, не обязательно будет в другом. Но как приятно видеть, когда ребенок пишет «… в любом случае к человеку нужно относиться по-человечески». А объяснить, что значит «по-человечески» – это уже моя задача.

Что бы мы ни говорили и как бы ни говорили — я знаю точно, что ответственность прежде всего на мне, так как я сама образец и пример того, что я хочу воспитать в своих учениках и того, чему я хочу их научить.

Дети очень чувствительны к фальши, и я стремлюсь понять их внутренний мир, уважаю их переживания, т.к. не имею морального права нанести непоправимую ошибку, которая может повлиять на судьбу живого человека. Необходимо помнить, что детские слезы могут оставить в памяти ребенка глубокие следы. Учитель может говорить ему неприятные вещи, но, если ребенок чувствует, что учитель интересуется его эмоциональным состоянием, хочет понять его, он принимает его замечания, верит ему. Не всегда легко принять своих учеников такими, какие они есть, понять их индивидуальность, их позицию, но принимая их, я даю возможность принять и меня такой, какая я есть. Я никогда не претендовала на роль кумира, идеального человека, почему же я должна требовать от своих детей этого? Нужно только найти те точки в ребенке, активизируя которые, можно направить ребенка к самосовершенствованию, где изменения, хоть и малейшие – это уже результат.

Говоря о детях, учителях, школе не стоит зацикливаться на узких рамках этого взаимодействия. Вокруг нас огромный мир, в котором мы живем, и в жизни столько прекрасного и интересного, где можно выразить себя, найти увлечения. Английский язык не только помогает нам понять друг друга, себя, окружающую жизнь, но и открывает путь в страну радости и познания. Правильно организованный урок не ущемляет свободы ребенка, раскрывает его творческое начало, дает возможность для самовыражения и самореализации. Я отбираю те средства, которые интересны детям, учитывают их познавательную активность и инициативу, приемы которые опираются на активность и природную любознательность. Все должно быть в меру, и игра и целенаправленная умственная работа и важно, чтобы ребенок понимал свою роль в этом процессе, а не занимал место пассивного объекта эксперимента.

Я не жду результата своей работы здесь и сейчас, но стараюсь не сбиться с пути достижения цели – научить своих воспитанников в любой ситуации оставаться людьми в самом высоком смысле этого слова.