Управления в школе — на уроке в старших классах

Проблема Управления в школе – на уроке в старших классах

Свинцов Павел Владимирович учитель истории и социально-политических дисциплин

Шушенской средней Муниципальной школы № 3

В жизни слово “проблема” часто употребляется как синоним практической задачи. На педсоветах зачастую можно слышать о проблеме устранения перегрузки учащихся, усовершенствование содержания предмета и т.п. Если рассматривать проблему управления на уроке как практическую задачу соуправления, то возможно, использовать некоторые положения менеджмента. Его практические аспекты можно применить с целью выбора нужной, удобной, отвечающей потребностям времени концепции. При серьезном их переосмыслении, с точки зрения школы и корреляции образовательного процесса, для возможного дальнейшего ее развития в направлении гумманизации и демократизации образования. Основное противоречие это внутришкольное и внутриурочное управление, олицетворением которого много лет является “руководство и контроль” с одной стороны и использование в управлении более гибких методов, в значительной степени основанных на взаимном согласии и взаимодействии между учителем и учеником, с другой.

Из этого противоречия вытекает проблема перехода в управлении от режима подготовки кадров (когда цели, содержание и формы взаимодействия принадлежат учителю) в режимы обучения и образования (когда цели, формы, содержание вырабатываются за счет специальной работы между преподавателем и учащимися, или принадлежат самим ребятам). Практическая задача состоит в том, чтобы сделать участников образовательного процесса, способными к совместным действиям, путем постановки общих целей, правильной структуры организации, воспитания необходимых управленческих навыков, компетенций для дальнейшего саморазвития.

В целом, смысл заключается в регулировании или перераспределении организационно-управленческих функций, таких как целеполагание, постановка задач, определение круга решаемых вопросов, путей их решения, а так же аналитика полученных результатов.

В связи с этим учитель постепенно из главной фигуры урока – контролера-администратора, превращается в координатора-наставника совместной образовательной деятельности учеников, для достижения общей цели, не навязывая свои готовые цели, задачи и решения.

Такая задача требует несколько иных принципов педагогической деятельности. Главное – это изменение отношения к ученику, к его роли и месту в учебном процессе, а именно:

  1. Ученики в большинстве своем трудолюбивы, ответственны, их необходимо только поддерживать и поощрять.
  2. Жизнь каждого ребенка категория целостная и не основывается на раздвоение личности. Угроза наказания не является единственной и правильным средством достижения цели.
  3. Творческие условия работы не только увеличивают качество и успешность обучения, но и поднимают значимость учащихся в их собственных глазах.
  4. Большинство ребят способны показать сравнительно высокую степень воображения, оригинальности и творчества. Это способствует проявлению у каждого лучших человеческих качеств.
  5. Процесс учения нечто большее, чем труд. Он связан со всей будущей жизнью человека.
  6. У преподавателя должно быть две заповеди: доверие и учет особенностей и характера учеников.
  7. Успех всегда обеспечивается совместными усилиями учителя и учеников по достижению общих целей. Атмосфера доверия, сотрудничество и взаимопонимания.
  8. Индивидуальная система стимулов – ключ к каждому ученику.
  9. Своя “философия учителя” и использование ее принципов на деле, каждый день в повседневной работе.

Как уже отмечалось, при таком подходе к учащимся качественно меняется, качественно меняется роль учителя в процессе учения. Причем на разных этапах урока степень его участия в деятельности школьников различна. Это можно продемонстрировать более наглядно в схеме, где выделены определенные этапы урока. Значимость учителя и ученика в деятельности в том или ином этапе отмечена размером символической фигуры. Графическое представление взаимодействия в ходе работы, демонстрирует, что учитель выступает на большинстве этапов в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается не только на содержание учения, как самоцель (что нужно делать?), но и на процессе применения имеющихся знаний (знать как?). В этом случае, меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными исполнителями.

При этом неизбежно происходит формирование критического мышления, которому трудно научить при обычной форме обучения. У учеников вырабатывается свой аналитический взгляд на информацию. При этом ребята свободны в выборе способов и видов работы, для достижения поставленной ими цели. Таким образом, у учащихся вырабатываются определенные компетенции в различных видах деятельности: самоорганизация, самостоятельность в познавательной деятельности, навыки самоуправления, а это одно из оснований обновления школы и образования.

Ознакомиться с схемой взаимодействия учителя и учащихся на различных этапах урока