Эссе Ёлтышева Сергея Андреевича

Эссе «Моя педагогическая философия»

учитель истории, директор Филимоновской с.о.ш.

Канского района

«Быть человеком – это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы и не зависит от тебя. Гордится каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир.»
А. Сент – Экзюпери

Скульптор, художник, архитектор, человек, который создает своими руками что – либо – любит, гордится своим детищем. Результаты труда педагога заметны не сразу и могут проявиться по истечении многих лет. Учитель работает с живыми людьми, человеческими душами, допустить ошибку в своей деятельности, несет ответственность несоизмеримо большую, чем кто –либо. Исправить поломанную судьбу зачастую невозможно.

Говорят, когда человек рождается, он представляет собой чистую восковую доску. И от того, какой мастер нанесет на неё рисунок – будет зависеть его судьба и судьба других людей. К сожалению, часто первый рисунок на этой целомудренной поверхности получается бездарным и порочным и что – то исправить иногда бывает невозможно.

Как хирург должен быть с чистыми руками, так и педагог должен быть с чистыми помыслами.

Риторический вопрос: должен ли учитель любить своих учеников? Для меня ответить на него непросто. Любовь – это страсть, страдания, ревность, испытания, слепота, безрассудство; вместе с тем, блаженство, наслаждение, удовлетворение.

Имеет ли право учитель, выполняя свой служебный долг, переживать такие эмоции? Пожалуй нет. Трезвость, рассудительность, предвидение, прагматизм и реализм должны быть инструментами педагога. Эмоции и сентименты, безусловно, имеют место, но не являются ведущими. Безграничная любовь родителей часто приносит вред своим детям. Принцип же педагога – как у врача – «не навреди». Я не буду проливать слезы вместе с ребёнком, испытавшим огорчение, я буду искать выход, чтобы помочь ему преодолеть это огорчение . Вот поэтому, когда я слышу слова любви из уст учителей в адрес своих учеников, и если они произнесены не как ритуал, а как принципиальная позиция, мне трудно согласиться с таким суждением.

Я не хочу сказать, что педагог должен быть бесчувственной машиной, это было бы по меньшей мере, безнравственно. Отношения учителя и ученика я бы выразил образно, сравнив их с «браком по расчету», в хорошем смысле этого выражения. Где нет любви, но уважение, чуткость, деликатность, умение проникнуть в положение другого – приносят благотворные плоды.

Хочу высказать своё согласие с Д.Карнеги в том, что на протяжении всей своей жизни с младенческого возраста до глубокой старости, человек стремится подчеркнуть свою значимость, самоутвердиться в глазах окружающих. Весьма наглядно это происходит в школе – в открытой форме у детей и завуалированной форме у педагогов. Считаю это совершенно нормальным, закономерным явлением . Мы нужны друг другу, так поможем реализовать обоюдно свои запросы и потребности. Давайте взаимно радоваться за наши успехи. Переживать за неуспехи других. Не будем выдавать желаемое за действительное, будем искренними, ибо мудрец сказал: «Если ложь облачена в правду, то она опаснее и причинит гораздо больший вред, чем просто ложь».

И если педагогу интересно с учениками и он испытывает удовлетворение от этого общения, то не может быть, чтобы ученик не испытывал те же чувства. Можно, конечно, получать удовлетворение от собственного «величия», искусственно возведённой стены, разделяющей себя и учеников, «железной» дисциплины, установленной могучей рукой, но это удовлетворение будет недолгим, и закономерно наступит разочарование, горький осадок и чувство глубокого одиночества.

Однажды, я искренне позавидовал белой завистью своему знакомому учителю, который находился на заслуженном отдыхе, и однажды, пришел на вечер встречи с выпускниками, при первом же его появлении, в зале прошел ажиотаж и около полусотни взрослых дядей и тётей, окружив его, с восторгом задавали вопросы и с таким же восторгом отвечали ему. До конца вечера они не отпускали его, называя очень просто ласково по отчеству. И я видел его слёзы счастья и нескрываемой радости.

Подойдя к одному из бывших учеников, я спросил: «за что такое внимание?» Не задумываясь, он ответил: «Человеком был».

У кого-то это может вызвать улыбку, но спустя годы, анализируя причины моего выбора, допускаю мысль, что именно тогда у меня возникло желание найти своё предназначение, роль и место в этой жизни, оставить после себя кирпичик, а может быть, если получится – целый фундамент, хочется верить, добротного здания.