«Качели детства»

«Качели детства»

Шушарина Татьяна Владимировна

учитель физики сш. №134 г. Красноярска

«Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Как это понимать? Хватали вершки? Что значит «хватали»? Хочу разобраться. Что-то схватили на ходу и тут же забыли, прошлись по теме, но не остановились, не вдумались, не вникли в смысл? И уже, будучи взрослыми, многие говорят: «Я только сейчас кое-что понял, а в школе меня этому не научили», или: «Я до сих пор чего-то не понимаю, хотя в школе мы это проходили». А то и еще хлеще: «У нас была плохая учительница, злая». Другой скажет: «А мне в школе было неинтересно, скучно!» И ведь, между прочим, это не единицы говорят. А, наверное, 50%, если не больше. А это и есть наше общество, наша Россия. Как в песне: «Я, ты, он она, а вместе целая страна». И, в принципе, общество можно разделить на учеников и учителей. Что же получается: они – плохие, или мы? Палка о двух концах. Нельзя её перегибать. Надломится, треснет. И уже никогда не сделать из нее целой.

А знаете почему, не будет притяжения между молекулами, то есть между учителями и учениками, не сядут они за стол переговоров, не найдут общего языка? Слишком велик коэффициент жесткости. У каждого из нас есть свой характер. Мы часто, бывает, говорим, не слыша другого. Так кто же должен сделать первый шаг навстречу, Учитель или ученик? Тот, кто опытнее, старше. И мы опять понимаем душой, сердцем и мозгом — это должен быть учитель! Опять мы имеем палку с двумя концами. Теперь мы не будем возвышаться над учеником, а войдем в мир его. И палка превращается в качели.

Мы и сами родом из Детства. А Детство — оно безмятежное, вездесущее, сорвиголовое, бросающееся в омут с головой, находчивое, непоседливое, шумное, любознательное и доброе! Вот окунулись мы в Детство вновь, и, заметьте, в этом детстве нет сюсюканий и панибратства, подхалимажа, юродствования и крутизны, нет ничего некрасивого. Детство — это прекрасно.

На качелях детства мы — те, кому предначертано судьбой охранять, оберегать, наставлять. Учителя, качайтесь с детьми! Это интересно! Взлет -значит победа! Но качели — это нестатичная картинка. Здесь имеет место динамика. Значит, за взлетом будет новый взлет, взлет твоего ученика!

А ты? Ты — его опора, фундамент, основа в это время, значит, сейчас ты внизу на качелях Ты мудрый человек. И там, внизу, на старте, ты не отдыхаешь, ты в поиске, в работе, ты готов к новому толчку, к новому импульсу! А вокруг качели собрались еще дети. Это будущие твои ученики. Не оттолкни! Их привело сюда детское любопытство, чутьё. Они душой понимают: «Ты – свой. » И вот их уже двое, трое, много… Учитель, а это твой взлет – вершина твоего мастерства. И только благодаря своим ученикам ты сейчас на этой вершине, благодаря им ты достиг нее. А они как обычно смотрят на тебя снизу вверх и это правильно. Смотрят восторженно, взволнованно, с замиранием сердца. Ты – учитель!

Знаете, в последнее время очень много разговоров ведется о проблемах школы, об учителях и учениках, а жизнь идет, она кипит, бурлит, захватывает. И только одно останется вечно: учитель- ученик. Вечно, значит памятно! Так пусть качели детства станут памятником добру, детству, Учителю!