Описание опыта работы Строевой Нины Николаевны

Описание опыта работы

Строева Нина Николаевна

учитель начальных классов Артемовской с.о.ш. №2 Курагинского района Красноярского края

Человек – это загадка, и в основе человечности всегда лежит преклонение перед этой загадкой.
Т. Манн

В основу своей работы я положила следующую идею – помочь каждому ученику проявить и развить свою индивидуальность, свою загадочность.

Все дети, думаю и взрослые, любят путешествовать. Вот и сейчас я приглашаю всех совершить путешествие по станциям опыта моей работы. Предлагаю следующий маршрут:

Мы у скалы с названием Цель. Как известно, все цели воспитания и обучения можно объединить в три большие группы: обучение, развитие, воспитание. В основе этих целей считаю необходимым расположить одну из базовых целей школы – формирование здоровья ребенка и обучение сохранять свое физическое и психическое здоровье. Таким образом, я выстроила для себя «лесенку» целей обучения и воспитания ребенка.

15. Социально-успешная личность.

14. Законопослушание.

13. Сотрудничество (отношение к окружающим).

12. Формирование положительной Я-концепции.

11. Развитие волевой сферы.

10. Развитие мотивационной сферы.

9. Эмоциональная сфера.

8. Интеллектуальные умения.

7. Предметные знания, умения.

6. Общеучебные умения.

5. Общаться.

4. Говорить.

3. Писать.

2. Считать.

1. Читать.

Осуществить поставленные цели мне помогают нижеизложенные приемы, методы,

Мы в Играй-городке. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития, по мнению Сухомлинского.

В своей работе сочетаю учебную деятельность с игровой. В игре больше всего развиваются индивидуальные задатки учащихся. А в 1 классе игра сглаживает и сокращает адаптационный период.

На уроках математики в виде игры провожу устный счет, играем в такие игры как: «Молчанка», «Зоопарк», «Магазин», «Заштопай покрывало», «Помоги Незнайке», «Найди ошибку», «Веселые задачки» и т.д.

На уроках русского языка использую игровые моменты почти на каждом этапе. Играем в игры: «Третий лишний», «Точно по курсу», «Буква потерялась», «Слова заблудились», «Вырасти слово» и т.д.

Развитие у ребенка умений, навыков, интеллекта – это неоспоримо важно. Кроме этого, одной из важнейших целей в моей работе является развитие эмоциональной сферы. Ведь именно эта сфера – регулятор отношений человека к внешнему миру. Для человека очень важно избавляться от отрицательных эмоций и получать положительные. А одна из моих задач – учить ребенка быть в оптимальной степени счастливым.

Считаю, что игровые ситуации и нестандартные уроки заряжают детей только положительными эмоциями. В своей работе использую нестандартные уроки, такие как: «Урок — путешествие», «Урок – сказка», «Урок-игра», «Урок — аукцион» и т.д. Такие уроки повышают активность детей, стимулируют желание учиться.

Мы добрались до реки Развивай-ка.

Любой урок может стать развивающим, если задания будут такими, которые заставляют ребенка мыслить и рассуждать. На любом уроке стараюсь развивать мышление, память, воображение, логику, речь, внимание в таких упражнениях как:эвристические задачи, зрительные диктанты, письмо по памяти, «Снежный ком», «Офантазировать предмет», текст-модель, таблицы слов, информационные карточки, «Исключи лишнее», скороговорки, чистоговорки, минутки поэзии и т.д.

Идем дальше и попадаем в парк Здоровья.

На своих уроках применяю здоровьесберегающие технологии: дети выполняют упражнения в режиме смены рабочей позы, подбираю интересные рифмованные физминутки и упражнения для сохранения зрения.

И вот мы на берегу моря Гуманизма.

Отношение школьников к учебе зависит от мотивации. Изучение этой проблемы показывает, что мотивация учащихся формируется уже в первые годы обучения в школе. Ш. Амонашвили пришел к выводу, пробуждать жажду знаний у учеников, вырабатывать у них положительное отношение к учению, формировать целостную личность – все это возможно только при таком обучении, которое основано на гуманистических началах. Я полностью разделяю это решение. Актуальным в наше время считаю обеспечение положительной Я-концепции у ребенка. Имеются исследования, которые показывают влияния Я-концепции на успешность жизненного пути. Гуманизация школы предлагает по-новому рассмотреть свойство личности учащихся. Если цель традиционного подхода в педагогике – согласовать, подогнать человека под общество, гуманизация школы предполагает еще и согласование человека с самим собой (внутреннее равновесие, стабильность, единство). Поэтому важной задачей школы считаю – воспитание социально-успешной личности, нравственной и творческой. Можно достичь успехов в обучении, а можно – в жизни. Стараюсь совместить оба эти направления. Ведь успешно обучая в школе, можно программировать жизненный успех ребенка.

Мы приблизились к острову Принципов.

Для реализации вышеуказанных целей и задач в своей работе следую таким принципам:

  1. Демократизация образовательного процесса.
    Развивая мотивацию к процессу обучения, передаю ученикам все те функции, которые они могут выполнить, так как демократизация предполагает передачу части ответственности ученику.
  2. Гуманизация педагогического процесса.
    Стараюсь применять психолого-педагогические технологии, ставящие учителя и ученика в гуманистические отношения, в основе которых лежит уважение к личности ребенка, приоритет его интересов. «Давайте любить ребенка таким, кой он есть, не наказывать его, не унижать. Но уж если не можем любить, то можем постараться увидеть в нем такого же равноправного с нами на место под солнцем человека, свободного человека, только с меньшим жизненным опытом» (Ш.Амонашвили).
  3. Использование в процессе образования принципа природосообразности. Образование должно соответствовать природе ребенка, его здоровью, его психологической конструкции, его способностям, склонностям, интересам, индивидуальным особенностям.
  4. Использование принципа инновационности, при условии уравновешивания его стабильности.

Основной плюс этого принципа – самостоятельный, свободный, быстрый в решениях, деятельный ученик. Данный принцип совмещаю с принципом педагогической стабильности.

Считаю, что результатом такой направленности принципов и подходов должно стать становление человека, готового к свободному гуманистическому выбору, обладающего многофункциональными компетентностями, которые позволяют ему самостоятельно решать различные проблемы повседневной, профессиональной и социальной жизни, уважающего себя и других, независимого в суждениях, открытого для иного мнения и неожиданной мысли.

Закончить свое путешествие предлагаю на мысе Надежды.

Надеюсь, что никогда не пожалею о том, что стала учителем. И если хоть для одного человечка в классе все мои старания пойдут впрок, то значит уже не зря живу и учу.

Осень. Ноябрь. Холода. Ветер. Печаль. И дождь. Комната. Ночь. Пустота.

Не веришь. Не ищешь. Не ждешь.

… Утро. Будильник. Пора. Вставать. Одеваться. Спешить. Солнце. Смех. Детвора.

Верить! Любить! И жить!