Описание системы работы Кравец Ольги Юрьевны

Описание системы работы

Кравец Ольга Юрьевна

учитель-логопед МДОУ №280

Развитие речи – ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач воспитания в детском саду. Вместе с тем работа по развитию речи – это составная часть и логопедической работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения. Логопедическое воздействие, таким образом, оказывается педагогическим по своему характеру и коррекционно – развивающим по своей направленности.

К сожалению, с каждым годом количество детей с речевой патологией неумолимо растет. При этом дефекты речи, зачастую сопровождаются нарушениями эмоционально – волевой сферы. С каждым годом уменьшается количество абсолютно здоровых детей. Поэтому в последнее время проблема создания здоровьесохраняющей среды в детском саду обозначилась с особой силой.

Неслучайно, что одним из приоритетных направлений в работе с детьми – логопатами, я выбрала использование здоровьесберегающих технологий.

Главным в представленном опыте работы является создание, прежде всего комфортной психологической атмосферы на занятиях, условий для реализации важнейших потребностей детей в игре и движении.

Передо мной стоял ряд проблем:

  • Как сделать работу с детьми интересной, занимательной, эмоционально наполненной?
  • Как вызвать устойчивый интерес к занятиям у двигательно расторможенных или, напротив, пассивных детей – логопатов?
  • Как оптимально распределить учебную нагрузку и при этом не навредить и без того ослабленным детям?
  • Как добиться максимально эффективной коррекционной работы?

В процессе творческого поиска проблемы разрешились…

Наверно, всем известно, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего–то приятного, радостного светится в них, когда мы говорим: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» Даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка. Игра имеет большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Она благотворно влияет на их психологическое здоровье, никогда не предъявляя требований, которые ребенок не смог бы выполнить, и вместе с тем влияет на формирование всех основных психически процессов, от самых простых до самых сложных. (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.М. Макаренко, К.Д. Ушинский и др.) Поэтому в основу моих занятий легла игра, как основной вид деятельности детей, а, следовательно, самая естественная и привлекательная для них форма занятий.

Одним из достижений в своей работе, считаю внедрение в работу оригинального варианта построения игрового занятия, который я назвала «Сказки – зарисовки Веселого карандаша».

Суть его заключается в следующем. В зависимости от цели и задач коррекционного занятия, подбирается лексический материал, объединенный единым сюжетом сказки или рассказа. Ребенку предлагается стать участником сотворения Рисованной Сказки. Совместно с ребенком пои ходу рассказа, сюжет схематично зарисовывается в его рабочую тетрадь. Так словесная сказка обретает новую форму жизни в картинках. Зарисовываются герои, схематично изображаются их действия в определенной последовательности, делаются различные надписи, схемы и т.д.

Например, «Сказка – зарисовка про день Рождения Жука Джона»:

«Жил – был Жук Джон (В тетрадке рисуется жук, под рисунком делается подпись «жук Джон»)… в маленькой хижине (рисунок + подпись). У Жука Джона сегодня важное событие – день Рождения (рисунок + подпись). Жук стал наряжаться: надел желтые джинсы, оранжевый жилет, кепку из кожи (кожаную кепку), (рисунки +надписи)…»

Затем на базе зарисовок опять же в игровой форме ведется отработка различных коррекционно – развивающих упражнений. Возможности использования Зарисовок не ограничены. Так проводится работа по постановке, автоматизации, дифференциации проблемных звуков речи, работа по активизации, уточнению и обогащению словаря, работа по развитию связной речи, грамматических категорий, закрепляется навык определения позиции звука в слове. В ходе такой работы у ребенка активно развиваются интеллектуальные функции: мышление, память, воображение, внимание, восприятие. От занятия к занятию сюжет – зарисовка может дополняться новыми рисунками, надписями, схемами и т. д. исходя из задач последующих занятий. Таким образом, Сказка – зарисовка «живет» долгое время. Дети с удовольствием работают с Зарисовкой еще и потому, что сами являются активными ее участниками, они вносят элемент творчества: дорисовывают, заштриховывают, обводят изображения. Это прекрасная возможность для совершенствования и развития мелкой пальцевой моторики, степень сформированности которой, как известно, находится в прямой зависимости от уровня речи детей.

Необходимо отметить, что такой вариант построения занятия позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса, а, значит, способствует лучшей результативности в усвоении знаний. И это немаловажно. Ведь логопедам – практикам известно, как нелегко работать с возбудимым, двигательно расторможенным ребенком. Если бы у него был непослушен только язык, но ведь у него непослушно все тело… Он постоянно отвлекается, суетиться, пытается что–то рассказать. Его сосредоточенности хватает разве что на пять минут, он испытывает потребность в движении. И таких детей много. А дети вялые, с высокой истощаемостью нервной системы, соматически ослабленные? Они не проявляют особого интереса к окружающему, апатичны. Логопедические же занятия требуют от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий.

Так как сюжетно – тематические Сказки-зарисовки обращены к душе ребенка, они способствуют формированию черт гармоничной и незакомплексованной личности (дружбы, любви, уважения, самоуважения, критичности и др.)

Немаловажным является тот факт, что такая форма организации занятия для логопеда является мало затратной (бумага + карандаш). Правда требует большой самоотдачи, экспромта, артистических и режиссерских умений.

Наиболее эффективными считаю проведение индивидуальных и подгрупповых форм обучения.

Во избежание «моторного голода», наряду с динамическими паузами и физминутками, на логопедических занятиях активно используется «Алфавит телодвижений» С.И. Веневцева. Он состоит из тридцати трех двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух или зрительно воспринимают названия букв и, используя мышечное чувство и мышечное движение, изображают их. И наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву. В данном случае соединяется абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему укрепляются условные связи в коре головного мозга и, впоследствии легко воспроизводятся. Использование «Алфавита телодвижений» на индивидуальных и подгрупповых занятиях, позволяет значительно повысить двигательную активность детей на занятиях по коррекции речи, в полной успешно закрепляется образ букв, а так же в игровой форме «прописываются» телом те или иные слова. Это мере используя все пространство помещения.

Для профилактики зрительного переутомления широко используются зрительные тренажеры («найди букву на потолке», «проводи гуся к утке» и др.)

В заключении хочется отметить, что создание психологически комфортного климата на занятиях, проведение их в увлекательной игровой форме, активизируя двигательную потребность детей, обеспечивает сохранение и укрепление психического и физического здоровья, как главной жизненной ценностью.