Организация методической работы в школе №99

В 1995 г. школа №99 вошла в краевой инновационный комплекс по КУЗ как одна из тиражирующих площадок. Тогда же встал вопрос об организации системы работы с учителями по повышению их теоретического и методического уровня.

Первые 2 – 3 года, когда коллектив учителей – экспериментаторов был небольшой (всего 4 человека), организация такой работы не вызывала больших затруднений. Просто 2 раза в месяц учителя собирались на семинары, где проводилась рефлексия учебных занятий, обсуждались теоретические и практические вопросы, изучались и повторялись методики КУЗ и тд.

Сейчас на ЭП школы работает 20 учителей, из которых 4 человека имеют высшую категорию, 9 человек – 1 категорию, 3 человека – начинающие учителя, стаж работы которых не превышает 3–х лет.

Увеличилось и количество классов, в которых занятия организованы по технологии КУЗ на 2 или 3 фазе обучения. По мере увеличения количества классов, входящих в состав ЭП и включения в работу, наряду с опытными педагогами, новичков КСОшников, стало ясно, что такая форма организации методической работы на площадке не удовлетворяет запросам и потребностям каждого учителя: как опытного, так и новичка. Поэтому, начиная с 1999-2000 учебного года, решая одну из задач «Формирование нового способа мышления, коммуникаций, действий и самообразования у учителей ЭП школы №99», методическая служба была построена иначе. При ее организации учитывался уровень готовности и зрелости каждого педагога, выстраивалась его собственная траектория изучения теоретического и методического материала.

Весь учебный год был разделен на 2 цикла. Каждый цикл начинался с общего теоретического обсуждения возникших проблем, ставились задачи и намечались пути их разрешения. Заканчивался такой цикл подведением итогов, общей рефлексией и постановкой новых задач. Кроме того, каждый цикл состоял из 3-х погружений по различным предметам. Например: в 9 классе в 1 погружение входили такие предметы как биология, история, во 2 погружение – география, химия, в 3 погружение – физика. Погружения по русскому осуществлялись за счет уроков литературы в течение всего цикла, а по алгебре – за счет уроков геометрии. Каждое погружение заканчивалось контрольным срезом по предмету и рефлексией погружения теми учителями, которые в него входили.

В промежутках между началом и завершением каждого цикла в рамках УНО была организована работа методической службы на основе принципов самоуправления и сводности. Для осуществления такой работы каждым педагогом – экспериментатором был составлен личный план самообразования. Используя эти личные комплексные планы и основываясь на своем видении перспективы роста профессионализма каждого учителя, мною были составлены маршруты изучения теоретического и методического материала как опытных учителей, так и тех, кто только подключился к работе на ЭП. В течение каждого цикла дежурный учитель формировал сводные отряды учителей по изучению того или иного вопроса, назначал командиров этих сводных отрядов и следил за осуществлением траектории обучения педагога. В конце учебного дня всех учителей ЭП был организован зачет, результаты которого показали высокое качество и эффективность обучения в рамках УНО.

Организованная таким образом методическая работа в школе позволила вновь прибывшим коллегам быстро найти свое место в экспериментальной деятельности. Процесс перехода учителя традиционной школы к преподаванию по технологиям КУЗ был менее болезненным. Легче прошло преодоление психологического барьера, возникающего при осознании необходимости делегировать свои полномочия управления детям. Быстрее менялся стереотип мышления и старые штампы организации учебного процесса.

Одним словом, были созданы условия для формирования успешного учителя, ведь успешного ученика может воспитать только успешный учитель.

Нельзя не сказать и еще об одном результате, которого мы смогли добиться только благодаря такой работе. Когда мы начинали эксперимент, то «граница» между учителем – экспериментатором и уже состоявшимся зрелым коллективом учителей традиционной школы очень четко просматривалась. И не только «граница», но и открытое неприятие методик КСО. На определенном этапе работы творческих групп к нам начали подключаться учителя традиционной школы и, по мере освоения, начали активно использовать на своих уроках методику КУЗ. А учителя уже работающие на ЭП, стали применять полученные знания в работе с обычными классами.

Таким образом,
рост методического мастерства каждого учителя способствовал формированию сложившегося коллектива, организованного в самоуправляемую, саморазвивающуюся учительскую коопера-
цию.