Разработческий семинар

Разработческий семинар
«Разработка инструктивных документов и нормативно-правовой базы для сельских малочисленных разновозрастных школ и городских общеобразовательных школ с разновозрастными учебными группами»

Участниками семинара стали представители муниципальных органов управления образования, директора и заместители директоров ведущих школ Краевого инновационного комплекса по коллективным учебным занятиям, директора школ краевого проекта «Преобразование способов деятельности малочисленных сельских школ на основе идеологии Коллективного способа обучения». Особенно отметим команду Ачинского района, от которого в семинаре участвовало 3 представителя РУО и директор Берёзовской Ош, одной из ведущих школ проекта МКШ; Рыбинского района, который откомандировал двух представителей РУО и директора Гмирянской Ош, которая также является ведущей в проекте МКШ. Кроме того, на семинаре работали работники муниципальных управлений Каратузского р-на, Советского р-на г. Красноярска и г. Дивногорска. К сожалению, в семинаре не смогли принять участие представители Ермаковского района и Ивановской школы, где в октябре 2003 года была запущена разновозрастная группа 4-11.

Задачами семинара было:

  • создание краевой команды разработчиков нормативно-правовой базы для разновозрастных школ;
  • определение перечня базовых нормативных документов, необходимых для функционирования и развития разновозрастных школ;
  • разработка первоочередных документов;
  • составление программ исследований и разработок нормативных документов на ближайший период, распределение ответственностей.

Согласно оргпроекту, на семинаре были сформированы группы, которые начали разработку документов по направлениям:

  • инспектирование деятельности разновозрастной школы;
  • экспертиза деятельности разновозрастной школы;
  • учёт и контроль на коллективных учебных занятиях;
  • изменения в нормативно-правовой базе для разновозрастных групп и школ неклассно-урочного обучения.

В ходе работы участникам семинара удалось составить перечень необходимых документов и разработать первые варианты таких документов, как:

  • многосторонний договор о совместной деятельности по созданию практики неклассно-урочного обучения;
  • положение об общеобразовательном учреждении разновозрастного обучения;
  • положение об экспертизе деятельности разновозрастной школы;
  • рекомендации к положению о содержании и формах контроля учебной деятельности учащихся в разновозрастной школе;
  • методические рекомендации для внутришкольного инспектирования в РВГ;
  • принципы составления расписания в разновозрастной школе;
  • форму журнала учёта успеваемости и прохождения программы учащимися в РВГ; форму журнала учёта посещаемости занятий учащимися в РВГ.

В ближайших планах разработческой группы – апробация полученных документов в своих районах и школах и их доработка. Участники семинара распределили между собой ответственности по доработке перечисленных документов и по разработке той документации, которая остро необходима разновозрастным школам, но взяться за которую на семинаре не успели. Было решено в ближайшее время выставить на сайт краевого образования первый вариант типового положения о школе разновозрастного обучения для того, чтобы инициировать обсуждение и доработку этого документа.

В рефлексивных высказываниях на итоговом общем заседании участники говорили о том, какое важное место занял этот семинар в деятельности по становлению неклассно-урочного обучения в нашем крае.

Участники семинара отметили, что этот сбор помог им понять, какие документы должны быть в разновозрастной школе, какими должны быть их структура и содержание.

Значимо было то, что в работе семинара участвовали сотрудники районных управлений образования. На итоговом заседании они говорили о том, что важной частью работы на семинаре для них было освоение, понимание методологии и теории неклассно-урочного обучения. Это освоение, – говорили специалисты управлений, – непременно должно быть продолжено и специально организовано. Владение инспекторами, методистами, ведущими специалистами управлений знаниями в этой области позволяет им управлять инновационными процессами в разновозрастных школах, а не быть субъектами, обслуживающими эти процессы.

Общее дело объединило людей, многие из которых встретились здесь впервые. Все отметили, что на семинаре царили дух взаимопомощи, взаимоподдержки, чувство единения, желание учиться друг у друга.

Очередной сбор разработческой группы намечен на март 2004 года. Предполагается, что на этом семинаре к работе более плотно подключатся специалисты Главного управления образования: экономисты, юристы, начальники отделов. Это позволит к концу учебного года получить пакет первоочередных нормативных документов для функционирования и развития разновозрастных школ и послужит мощным толчком для дальнейшего развития и диссеминации практики неклассно-урочного обучения в крае и за его пределами.